Как торговали огромными землями
В истории человечества территории отторгались не только в результате завоеваний или появления неопознанных войск, но и в результате торговой сделки. Все-таки с чеком как-то надежнее.

В наше время купить можно почти всё. Участок земли в том числе. Но огромные территории, на которых поместятся даже такие страны, как Прибалтика, уходили с молотка не часто. Все мы помним и знаем про Аляску, которую продали русские американцам. А многие ли знаю, что Петр I купил Прибалтику (по тем временам Лифляндию) у Шведов? Кроме этого есть и другие примеры продажи супер-земельных участков. О них мы и поговорим.
Индейцы продают Манхэттен голландцам
В 1609 году голландцы открыли Манхэттен, и уже через пару десятков лет на острове был построен форт Новый Амстердам (будущий Нью-Йорк).
Чтобы защитить собственность поселенцев, губернатор Новой Голландии Петер Минуит в 1626 году выкупил остров у индейского племени Манахатта за пеструю бижутерию, ножи, топоры и одежду, общая стоимость которых равнялась тогда 60 гульденам (сумма, эквивалентная сегодня 500—700 американским долларам).
Казалось бы, глупые дикари — продали остров за безделушки? А вот и нет! Есть версия, что остров голландцы купили у индейцев племени канарси, которые жили не на Манхэттене, а на месте нынешнего Бруклина. То есть индейцы продали не принадлежавший им остров. Согласись, неплохая сделка.
Шведы продают Прибалтику русским
В 1721 году закончилась разорительная Северная война, длившаяся с 1700 года. Русские войска захватили Прибалтику, Финляндию, покушались на Швецию. Тем не менее Ништадтский мир оказался не слишком выгодным для России: Финляндию Петр I вернул Швеции, а Прибалтику купил за немалую сумму.
Откуда такой аттракцион неслыханной щедрости? Дело в том, что Россия была истощена в этой войне не меньше Швеции. К тому же под воздействием английской дипломатии против России была организована коалиция европейских государств, Англия успела даже пообещать шведам военную и финансовую помощь. Так что победа в условиях враждебности половины Европы казалась не такой уж бесспорной. Оттого и условия мирного договора оказались невыгодными: Финляндию вернули, а Прибалтику купили, назвав это для приличия «компенсацией».
Как русские купили Ригу
Он был первым русским инвестором, купившим вид на жительство в нашем городе. А заодно сделавшим латышей единым народом. 290 лет назад, 30 августа 1721 года, шведы за два миллиона серебряных монет уступили Петру Великому Лифляндию и Ригу.
...4 сентября 1721 года с раннего утра по улицам Санкт-Петербурга под звуки труб и литавр разъезжали всадники в белых шарфах с развевавшимися стягами в руках. Полотнища знамен были расшиты изображениями лаврового венка. Зелень лавра символизировала победоносное для России окончание войны со Швецией.
Торжества по случаю подписания 30 августа 1721 года Ништадтского мира длились в столице России два месяца. На празднества поспешила и делегация из Риги. И вскоре направила в Лифляндию радостное письмо: рижан удостоила своей аудиенции царица Екатерина (бывшая служанка лифляндского пастора) и милостиво позволила поцеловать краешек платья.
Некоторые историки описывают вхождение Риги в состав Российской империи примерно так. В последней четверти XVII века в Стокгольме жил принц по имени Карл, ребенок гордый и самоуверенный. Однажды он зашел в кабинет своего отца (тоже Карла) увидел там карту Риги и написал на ней: «Бог дал мне этот город, черт не отнимет его от меня».
Однако не знал принц Карл, что в далекой Московии подрастал мальчик по имени Петр, ребенок энергичный и воинственный. Будучи всего трех лет от роду, он уже играл с пушечками, сделанными специально для его потехи. Когда Петр вырос и стал царем, то решил отнять у Карла XII Ригу, чтобы иметь удобный выход к Балтийскому морю. Собрал большое войско, вымуштровал его и овладел городом. Ну просто оккупант какой-то! Собственно, в наши дни в латвийской прессе Петра Великого нередко подобными эпитетами и награждают.
Самое поразительное то, что никто и никогда подобную версию не опровергал. А первым ее озвучил, пожалуй, заезжий итальянец Франческо Альгаротти, ошибочно констатировавший, что Петр прорубил окно в Европу. Между тем новгородцы плавали по Балтийскому морю еще за 500 лет до рождения Петра Великого. И намекни им кто-нибудь, что, отправляясь за море, они «лазают в окно», русские мореходы просто не поняли бы шутника.
Еще задолго до начала Северной войны у устья Невы крупный остров именовался Васильевским (ныне - центр Санкт-Петербурга). Именовали его так потому, что новгородский посадник Василий в давние времена построил здесь летнюю резиденцию, или, попросту говоря, дачу. Вот эту исконно русскую землю, захваченную шведами в начале XVII века, и хотел вернуть русский царь. Никаких планов с топором в руке ломиться в Латвию и «рубить окно» у него не существовало.
Но почему же тогда русские войска вступили в Ригу, и Швеция продала русскому царю, в сущности, уже утерянный ею город?
Петр Великий начал свое царствование с того, чем восточные славяне занимались уже около тысячи лет, - боролся с угрожавшими из Великой Степи кочевниками. Пока он воевал с крымскими татарами и их покровителями турками, предводитель лифляндского дворянства Иоганн Рейнгольд Паткуль готовил жалобу польскому королю на бесчинства шведов в Лифляндии. Шведский Король Карл ХI провел в Лифляндии редукцию (читай: национализацию) имений. Более 80 процентов всей земли стали принадлежать шведской короне, а крепостных начали считать собственностью короля. Лишенные земли и чести немецкие бароны были потрясены таким надругательством над частной собственностью.
Тут-то они и вспомнили, что сама Лифляндия - польская территория, незаконно оккупированная шведами в первой половине XVII столетия. «Оккупанты - вон из Латвии, это наша земля!» - решили потребовать балтийские немцы. Иоганн Паткуль буквально умолял польского короля Августа Сильного восстановить международную законность.
Король согласился, но благоразумно решил: для войны нужны союзники. Создал коалицию с Данией, а уговаривать вступить Россию в антишведский союз послал в Москву все того же Паткуля, как лицо крайне заинтересованное. Миссия Паткуля оказалась очень трудной. Наконец, предводитель лифляндского дворянства нашел нужный аргумент: вернув себе выход к Балтийскому морю, Россия установит тесные отношения с западными странами, научится воевать по-европейски, после чего разобьет турок и татар и навсегда покончит с татарскими набегами на русскую землю. (Слова Паткуля оказались пророческими: реорганизовав при Петре армию, Россия во второй половине XVIII столетия навсегда покончила с набегами крымских татар).
Союзники договорились: устье Невы - Петру, Рига - Августу. Предполагалось, что лифляндские имения будут денационализированы и возвращены законным собственникам. А сумасбродный подросток Карл XII (уже «прославившийся» своими выходками) пусть куролесит в Стокгольме и дальше. Маленькая победоносная война должна была поднять союзникам настроение.
Не учли они одного: сумасбродный подросток Карл оказался великим полководцем! Он играючи принудил к капитуляции опытного датского короля, разгромил русскую армию под Нарвой, на лугах Спилве под Ригой победил добротные саксонские войска (Август Сильный был не только королем Польши, но и курфюрстом Саксонии), вторгся в Польшу и одолел ее армию. В результате «маленькая победоносная война» длилась более 20 лет.
Карл XII считал зачинщиком войны польского короля и писал в письме к французскому монарху, что поведение Августа постыдно и заслуживает мщения. Шведы неоднократно побеждали поляков и саксонцев. Наконец, инициатор Северной войны не выдержал и втайне от Петра Великого заключил со шведами сепаратный мир. При этом саксонский курфюрст даже отказался от польской короны (Карл XII подобрал Польше другого короля) и унизился, переподарив шведскому монарху шпагу, которой несколькими годами ранее одарил его русский царь. Все русско-польские договоренности были похоронены, России неожиданно пришлось сражаться со шведами в одиночку.
Ирония истории: после полтавского сражения Карл ХII бежал, бросив все имевшееся при себе имущество, в том числе злополучную шпагу. Она вновь оказалась у Петра Великого. Перед царем встал вопрос, что делать (не со шпагой, а с продолжением войны). Карл XII не желал мира на русских условиях и военная необходимость требовала осаждать Ригу.
Шпагу Петр Августу Сильному позднее вернул. Передавать неверному союзнику взятую русскими войсками Ригу счел излишним. По Ништадтскому миру, Швеция продала России Лифляндию и ее главный город за два миллиона серебряных монет.
Думается, в долгосрочном плане в выигрыше от этой сделки оказался тот, кого в ходе Северной войны не принимали во внимание сильные мира сего - латышский народ. В XVIII столетии под властью мощной империи постепенно оказалась вся территория Латвии.
После присоединения к России в 1795 году герцогства Курляндского латыши перестали быть разделенным народом. Не случись этого, провозгласить 18 ноября 1918 года Латвийскую Республику было бы намного сложнее.
Французы продают Луизиану американцам
Французы с XVII века осваивали обширные земли от Мексиканского залива до Великих озер и от Миссисипи до Скалистых гор. Собственно, свое название — Луизиана — эта территория получила в честь французского короля Людовика XVI. Затем Луизиана принадлежала испанцам, пока Наполеон не заставил их вернуть эти земли французам, и... буквально через три недели продал их Соединенным Штатам.
Первоначально США намеревались купить только Новый Орлеан с окрестностями, но неожиданно Наполеон предложил им всю Луизиану. Французский император понимал, что Великобритания или США легко могут захватить практически беззащитную Луизиану, и решил получить за нее хоть какие-то деньги.
В итоге Луизиана была продана за 15 миллионов долларов. Окончательная сумма сделки для США, включая проценты по кредиту, составила более 23 миллионов долларов. Общая площадь проданной территории в два раза превосходила размеры самих Соединенных Штатов.
Русские продают Форт-Росс (Калифорния) мексиканскому бизнесмену
В 1812 году русские основали в испанской Калифорнии Форт-Росс для снабжения Аляски продовольствием. Землю россияне в лучших традициях европейских колонизаторов купили у индейцев за три одеяла, три пары штанов, два топора, три мотыги и несколько ниток бус.
Все время своего существования колония была убыточной. А после соглашения русских с англичанами о регулярном снабжении Аляски продовольствием из Канады по твердым ценам надобность в поставках из Форт-Росса и вовсе отпала.
В 1839 году русские решили продать бесполезную крепость. Англичане предложением не заинтересовались, а Мексика (преемница Испании на этих землях) считала территорию своей и с нетерпением ожидала, что русские просто забросят колонию. Наконец в 1841 году Форт-Росс был продан мексиканскому предпринимателю, швейцарцу Саттеру, за 42 857 рублей серебром. По свидетельству русских, Саттер так и недоплатил 37,5 тысячи рублей. Хотя последние исследования показали, что весь долг был выплачен к 1849 году.
Русские продают Аляску американцам
Аляска была продана в 1867 году, в царствование Александра II (а вовсе не Екатерины II, как утверждает группа «Любэ»), за 7 миллионов 200 тысяч долларов. Инициатором явилась русская сторона, американцев еще пришлось уговаривать, подкупая конгрессменов.
Ситуация, предшествовавшая продаже Аляски, была следующей. С одной стороны, убыточная, слабо защищенная и с трудом снабжавшаяся через полмира (прямого пути через Россию не существовало) Русская Америка едва сводила концы с концами. С другой стороны, как раз началась активная экспансия России в Средней Азии с дальнейшей перспективой выхода к южным морям, стратегически более важным, чем замороженные территории на краю мира.
Русское правительство оценило ситуацию и оптимизировало территорию империи. Не имея достаточных сил защищать и снабжать Аляску, ее решили продать дружественным США (тогда был пик русско-американской дружбы, не то что сейчас).
На купленных территориях американцы довольно быстро нашли золото. Русское правительство и до продажи знало о наличии золотых россыпей на Аляске, но тщательно это скрывало: узнай об этом враждебная Великобритания, можно было лишиться Аляски бесплатно. Поэтому русский царь разумно поспешил продать Аляску за деньги друзьям, а не отдавать бесплатно врагам.
Кстати, сумма, вырученная с продажи Русской Америки, пошла на строительство железных дорог в центральной России.
Датчане продают Виргинские острова американцам
В XVII веке Дания завела себе колонии в Карибском море, на Виргинских островах. Датчане торговали ромом и рабами, один из островов и вовсе стал пиратской базой. Но после запрета работорговли и падения цен на сахар в четвере раза колонии стали убыточными.
В 1865 году Линкольн предложил датчанам продать острова. Но, пока те раздумывали да проводили референдум (на котором, кстати, большинство населения островов высказалось за продажу колонии Соединенным Штатам), новый президент — Грант — отказался от сделки.
В 1915 году возникла угроза оккупации Датской Вест-Индии немецкими войсками, и США снова предложили Дании продать острова. И снова решено было провести референдум. В итоге 64,2% датчан одобрили сделку (среди жителей островов в пользу сделки проголосовало 99,8%). Так что датчане продали Виргинские острова Соединенным Штатам за 25 миллионов долларов, то есть за 87 миллионов датских крон, что равнялось полугодовому бюджету Дании.
Комментарии
А карта то Эстонии, с Печорами и Принаровьем
Это статья доказывает, что Россия имеет право на территории Латвии и Эстонии, так как эти страны бывшие Российские губернии.
А еще чо эта статья типа доказывает? Уж не то ли, что Россия имеет право еще и на Аляску, и на бывшую территорию форта Росс?
Отправить комментарий