Македонская фаланга — машина войны, которая помогла Александру Македонскому захватить полмира
Сегодня погрузимся во времена Александра Македонского и его отца Филиппа II, создавших поистине чудовищную военную машину, захватившую почти весь известный тогда цивилизованный мир. И так, рассказ про армию Древней Македонии.
Все как обычно началось с древних греков
Наша история начинается в IV веке до нашей эры на территории Пелопоннесского полуострова. Македония, расположенная на его севере и населенная народами, родственными грекам, находилась под их культурным влиянием. Поэтому и военное дело македонян, особенно в вопросе столь любимой эллинами пехоты, испытывало мощнейшее греческое воздействие.
Царь Македонии Филипп II, находившийся долгое время в заложниках в одном из крупнейших полисов, Фивах, впитал там последние новшества греческой военной машины, а было их немало. Как утверждает историк Андрей Мищенко в лекции «Военное дело древней Македонии. Пельтасты Ификрата», Грецию в те времена разрывали постоянные войны полисов, существенно изменившие старую систему комплектования и использования войск.
От обычного ополчения граждан, воевавших тяжеловооруженной фалангой, начали отказываться, все больше опираясь на наемников. Более того, как оказалось, легковооруженные метатели дротиков, пельтасты, опираясь на фалангу, могли выигрывать битвы. Например, в 391 году до н. э. при Лехее афинские пельтасты измотали спартанскую фалангу и в итоге многочасового противостояния обратили ее в бегство.
Филипп II в современном представлении
Следующее новшество в военное искусство привнес афинский стратег Ификрат, командовавший наемными войсками и принявший предложение персидского сатрапа Фарнабаза отправиться в 378 году до н.э. усмирять восставший Египет. В ходе продвижения по стране Ификрат, теряя воинов, был вынужден задуматься над взаимозаменяемостью тяжеловооруженных гоплитов и легковооруженных пельтастов.
Пельтаст Ификрата
Так появились знаменитые пельтасты Ификрата — воины в облегченном доспехе, с маленьким щитом (пельтой) орудовавшие в фаланге копьями в два раза длиннее обычных и способные в нужный момент превратиться в метателей дротиков. Новшество быстро распространилось по всей Греции, дойдя до Фив, где его и приметил находившийся там Филипп.
Как Филипп II создавал непобедимую армию
Придя к власти в 360 году до н. э. и получив в руки страну, разрываемую гражданскими конфликтами и внешними угрозами, Филипп взялся за дело сурово и споро. Использовав опыт Ификрата, он создал знаменитую македонскую фалангу, прошедшую под предводительством его сына полмира.
Фреска, изображающая македонского воина в каусии — традиционном македонском головном уборе
Вся хитрость нового рода войск была в организации и вооружении. Проблема греческих полисных ополчений заключалась в том, что граждане были не всегда хорошо обучены, а профессионалы-наемники стоили дорого, и много их не нанять. Филипп решил эту проблему просто: создал рекрутский набор.
Андрей Мищенко в лекции «Военное дело древней Македонии. Реформы Филиппа и немного о Римских Легионах» утверждает, что год от года царь собирал определенное (насколько хватало средств) количество юношей, выдавал им оружие и доспехи, и под руководством опытных наставников они обучались строевой подготовке, а затем воевали. Через несколько лет их отпускали домой и набирали других. Так Филипп постепенно наполнил страну большим количеством подданных, знавших с какой стороны браться за сариссу и умевших ходить строем.
Сариссофор
Вооружены такие сариссофоры были по примеру пельтастов Ификрата — длинными копьями и иногда мечами, а защищены небольшими круглыми щитами, висевшими на локте и плечевом ремне и не мешавшими действовать двумя руками. Именно это новшество позволило сильно увеличить длину копья.
Вместо трехметрового копья гоплита сариссофоры, как утверждает историк Александр Нефедкин, пользовались оружием длиной до 5-7 метров. Первые пять рядов македонской фаланги выставляли копья вперед, остальные держали их вертикально вверх.
Представьте себе: вы фракиец или перс, или еще какой несчастный эллин, на свою голову решивший напасть на такого ежа. И вот вы бросаетесь вперед, и вы настолько ловки, что отклонили одну или даже две пики. Вы уже радостно замахнулись копьем в надежде заколоть зарвавшегося македонянина, как вдруг вам в живот, голову или другое уязвимое место вонзаются еще три копья его злобных товарищей. Все-таки размер имеет значение.
Македонская фаланга
В большинстве случаев никто даже не пытался атаковать подобное чудовище. В блеске бронзовых шлемов, построенные в 16 рядов 16 тысяч воинов внушали трепет. А если они формировали построение в полном молчании (сказывалась дисциплина), ужас от этого завораживающего действа нередко бросал врага в бегство еще до столкновения.
Вдумчивый читатель может заметить: почему бы с подобной фалангой не поступить так же, как с греческими гоплитами — не закидать ее дротиками? Тут мешало несколько моментов. Во-первых, у Филиппа были собственные пельтасты из союзных фракийцев, которые сами могли кого хочешь закидать. Во-вторых, разбогатев после захвата золотых приисков, царь смог обеспечить своих воинов неплохим снаряжением — бронзовыми шлемами и льняными доспехами.
Фракийский пельтаст
Не стоит думать, что панцирь из материи был чем-то вроде туники гулящей гетеры — ткни пальцем и порвешь. Историк Антон Дедюлькин в лекции «Древнегреческий льняной панцирь линоторакс» рассказывает, что подобные доспехи, клееные из 18 слоев льна, мало того, что весили почти как бронзовая кираса, так еще и, как выяснили современные реконструкторы, останавливали стрелу или дротик. Еще одним плюсом такого доспеха была его дешевизна: льна, в отличие от бронзы, было много.
В той же лекции Дедюлькин утверждает, что иногда вместо клея льняное полотно соединяли смесью густого вина и соли. Так что бравый сариссофор, возможно, ходил, благоухая, словно винная лавка и при этом был трезв, как стеклышко.
Александр Македонский в линотораксе, панцире из льняной ткани
Но самая главная причина, по которой вражеские пельтасты старались держаться от фаланги македонцев подальше, была в другом: где-то рядом с ней обреталось еще одно оружие победы — тяжеловооруженные гетайры.
Буцефал с друзьями— кавалерия македонцев
У древних эллинов с кавалерией было не очень. Разводить коней в Греции было неудобно и дорого, а уж везти их на войну — и подавно. А вот у македонцев все было наоборот, они и сами выращивали коней, и закупали их у соседей-фракийцев. Так что македонская родоплеменная знать всегда сражалась на конях. В самом начале царствования Филиппа у него было около восьмисот тяжеловооруженных всадников-гетайров.
Гетайр
Название не просто так похоже на гетеру. Помощница на пирах и в спальне называлась подругой, а вот всадники македонского царя — друзьями, или товарищами. Пошло это от того, что отпрыски македонской знати воспитывались вместе с сыновьями царя, деля и детские игры, и юношеские пирушки, и войну.
В те времена, когда про стремена еще не слышали, конница обычно предпочитала дальний бой, закидывая противника дротиками. Но македонцы, наоборот, стремились атаковать врага врукопашную. Использовали они для этого трехметровые копья-ксистоны с кизиловым древком и подтоком — наконечником, который крепился на тыльной стороне древка. Причем, как утверждает военный историк Клим Жуков с коллективом авторов в книге «Всадники войны. Кавалерия Европы», весил такой подток более килограмма.
Это было нужно для балансировки ксистона, ведь без опоры на стремена самым удобным ударом был удар сверху-вниз с поднятой руки. Налетая на противника, гетайры кололи его копьями, а когда те ломались, выхватывали прямые мечи-ксифосы или изогнутые махайры и рубили ими. Щитов они не носили, поскольку вторая рука была нужна для управления конем.
Служба в гетайрах была настолько почетной, что сын Филиппа и будущий завоеватель Персии Александр сам всегда ходил в атаку верхом на Буцефале, окруженный верными товарищами по детским играм.
И вот представьте себе еще раз: вы противник македонцев и вышли с ними на бой. Что вы можете им противопоставить? На вас медленным шагом прет ощетинившаяся сариссами фаланга, а как только вы пытаетесь обойти ее с фланга, или закидать дротиками, вас поднимают на ксистоны вездесущие гетайры. Но, возможно, вам все-таки удалось отвлечь конницу с одного фланга и коварно зайти с другого, и вы уже радостно потираете руки, рассчитывая одним ударом сбоку разнести монолитный строй, бросаясь в атаку… и умираете на копьях и мечах элиты македонцев — гипастистов.
Воины с серебряными щитами
У эллинов была традиция — называть воинов по щиту, который они таскали. Тот же гоплит пошел от гоплона, а пельтаст — от пельты. Также было и с гипаспистами, их название переводится просто как «щитоносцы».
По сути, это был аналог гоплитов, только с более широкими задачами. Гипасписты были вооружены большими круглыми щитами, трехметровыми копьями и мечами. Они нужны были во время осад городов: ходили на штурмы, охраняли лагерь, а во время сражений стояли на флангах сариссофоров, всегда готовые повернуться в ту сторону, откуда идет опасность.
Гипаспист
Как утверждает историк Джеймс Эшли в книге «Македонская империя: эпоха войн при Филиппе II и Александре Македонском, 359-323 гг. до н.э.», их численность поддерживалась за счет ветеранов-сариссофоров, так что это была, по сути, элита элит тяжелой македонской пехоты. Более того, среди этой элиты выделялись аргираспиды — бойцы, чьи щиты были покрыты серебром, которых особо ценил Александр Македонский.
Все вышеназванные войска, так или иначе, были и до Филиппа II, но именно он создал из них потрясающе эффективную машину войны, которая прокатилась по тогдашней Ойкумене как каток и помогла его сыну создать великую империю, начав новый этап в истории — период эллинизма.
Комментарии
Фаланга фалангой, и господин Македонский был военачальник хоть куда, но главная причина падения персидского царства это то, что это было такое аморфное образование, искусственно созданное из очень разных частей. Армия Дария была огромной, но, по-большей части, это был разнообразный и слабо организованный сброд без единого командования, очень склонный к бегству при малейшем шухере и очень не склонный воевать, поскольку насрать им было и на царя, и на Персию, и вообще на всё. Кому платить налоги - тоже насрать им было. Нации, как таковой, в Персидской империи просто не было.
Отправить комментарий