На дороге ярости: мотоциклетные части Красной армии
Период между Первой и Второй мировыми войнами в военном деле характеризовался, кроме прочего, широким развитием мотоциклетных и самокатных (велосипедных) подразделений. Они создавались обычно на базе кавалерийских частей, функции которых и переняли. Например, в Бельгии велосипедисты и мотоциклисты полностью вытеснили кавалеристов, бельгийские кавалерийские дивизии хоть и сохранили название, но в их составе не было ни одной лошади, а только велосипеды, мотоциклы и автомобили.
Они жгли самолёты, закидывали танки гранатами и стреляли из миномётов на ходу. Чем и как воевали мотоциклетные части Красной армии — в статье ниже.
Вермахт не был исключением. В составе всех подвижных соединений (танковых, лёгких, моторизованных дивизий и бригад) были сформированы мотоциклетные батальоны (Kradschützen-Bataillone).
По своему составу они ничем не отличались от обычной мотопехоты, только вместо грузовиков или бронетранспортёров использовали мотоциклы. Мотоциклетные подразделения составляли также значительную часть разведывательных батальонов этих же соединений.
Мотоциклетные батальоны вермахта просуществовали до конца 1942 года, когда все они были объединены с разведывательными батальонами. Сохранились они лишь в некоторых дивизиях СС, в некоторых были даже мотоциклетные полки.
В Красной армии же долгое время не было ни мотоциклетных, ни самокатных частей. Причиной тому было отсутствие массового производства как велосипедов, так и мотоциклов.
Первые мотоциклетные части в РККА появились лишь в феврале 1940 года. Сначала это были отдельные мотоциклетные батальоны, затем стали формировать мотоциклетные полки в составе механизированных корпусов.
Но проблема промышленного производства так и не была решена, поэтому неудивительно, что Великую Отечественную войну некоторые полки встретили без мотоциклов. Например, 2-й мотоциклетный полк 8-го механизированного корпуса на 1 июля мотоциклов не имел.
7-го июня 1941 года появился документ «О выполнении постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О развитии производства мотоциклов в СССР». Сообщалось, что «план за 5 месяцев 1941 года в 3 850 мотоциклов выполнен в количестве 2 936 шт., или на 76,0%». А за весь 1940 год было выпущено 2 509 мотоциклов. Промышленность не справлялась даже с таким планом по выпуску.
Это при том, что в войсках вермахта на советской границе было 30 432 мотоцикла, а всего на тот момент германские вооружённые силы располагали более чем 90 000 мотоциклов.
Не сразу в Красной армии пришли и к пониманию назначения и структуры мотоциклетных частей. «Наставление мотоциклетных войск» было издано только летом 1941 года, хотя разработка началась ещё в 1940-м. При этом там были и такие «важные» указания: «Действия мотоциклетных подразделений должны быть дерзкими, инициативными, хитрыми, вводить в заблуждение и создавать панику в тылу врага».
Первоначальные мотоциклетные полки представляли собой полки, относительно большие по численности (1 685 человек личного состава), но вооружённые слабо. В полку, состоящем из трёх батальонов по три роты в каждом, было всего 27 50-мм миномётов и 81 ручной пулемёт.
Для сравнения, немецкий мотоциклетный батальон 1941 года численностью 850 человек состоял из пяти рот: трёх мотоциклетных, пулемётной и тяжёлого оружия. В батальоне было 54 ручных и 14 станковых пулемётов, 9 противотанковых ружей, 27 50-мм и 6 81-мм миномётов, 2 75-мм пехотных и 3 37-мм противотанковых орудия, 2 бронемашины связи.
К началу войны состав полка изменили, в нём вместо трёх батальонов осталось лишь четыре роты. Но так как состав мотоциклетного отделения с 11 человек вырос до 16, то общая численность личного состава не сильно уменьшилась – стало 1 417 человек. Зато возросло количество тяжёлого вооружения: 16 станковых и 192 ручных пулемёта, 17 средних бронеавтомобилей, 6 45-мм орудий, 24 50-мм миномёта, 20 ранцевых огнемётов.
Количество же мотоциклов уменьшалось существенно. Если в 1940 году в полку был 731 мотоцикл (из них 704 с коляской), то в 1941-м осталось 389 мотоциклов с коляской и 45 без коляски.
После начала войны многие мотоциклетные полки были уничтожены или расформированы, но позже были созданы новые батальоны и полки. Батальоны должны были входить в состав танковых и механизированных корпусов, полки – в состав армий. При этом тенденция к уменьшению пропорции именно мотоциклетных подразделений в мотоциклетных частях продолжилась.
Формируемые отдельные мотоциклетные батальоны первоначально состояли из трёх мотоциклетных и одной бронеавтомобильной роты. Однако к 1943 году состав батальона изменился и в нём остались две мотоциклетные роты. Зато добавилась танковая рота, рота бронетранспортёров и истребительно-противотанковая батарея (4 45-мм пушки). Всего в батальоне было 450 человек, 111 мотоциклов, 10 танков, 5 бронеавтомобилей, 10 английских бронетранспортёров «Универсал».
Мотоциклетные полки от батальона отличались лишь тем, что в них были дополнительно пулемётная и миномётная роты, батарея 76-мм пушек и ещё одна противотанковая батарея. Чаще всего в полках были 57-мм самоходные противотанковые установки вместо «сорокапяток».
Кирилл Шишкин
Полк на колёсах
Представьте себе полк на мотоциклах. Зрелище, достойное любого фантастического боевика! Но реальность была ещё круче.
Советские «байкеры» захватывали опорные пункты, мосты и переправы, узлы дорог, врывались в города, наводили панику… Как? Благодаря солидному набору техники и умению ее применять.
Например, 4-й отдельный гвардейский мотоциклетный полк имел на вооружении советские мотоциклы М-72 и ленд-лизовские «Харлей-Дэвидсон» — почти четверть тысячи машин. Плюс самоходки, пушки, лёгкие танки, броневики, джипы «Виллис»…
Полк обычно двигался так.
Впереди — головная застава: мотоциклетная рота с ручными пулемётами ДП, взвод 82-мм миномётов на мотоциклах, батарея 76-мм орудий, взвод сапёров на машинах и батарея Су-57. Не истребителей пятого поколения — а ленд-лизовских самоходок с 57-мм пушкой на базе БТРа.
Дальше — первый эшелон главных сил полка. Две роты мотоциклов, батарея Су-57, батарея 76-мм пушек, взвод сапёров, два взвода станковых пулемётов на «виллисах» и два взвода миномётов. Затем — головной эшелон парка, ГЭП. Ремонтная «летучка», три грузовика с горючим, шесть с боеприпасами, пять машин с продовольствием и машина химиков.
После ехал второй эшелон главных сил: штаб полка, два взвода автоматчиков, два — пулемётчиков, рота управления и рота танков. Позади — вторая летучка, машины с топливом, запчастями и две санитарные.
То есть полк был практически полностью автономным и мог воевать даже за 150-180 километров от остальных сил Красной армии.
При встрече с противником бой вела застава. Если требовалось — ей на помощь приходил первый эшелон.
Но что, если полк не мог своими силами уничтожить противника? На этот случай за ним шла танковая армия. Мотоциклисты сковывали врага до подхода главных сил и отрезали пути отхода.
Нередко вместо мотоциклов батальонам давали бронетранспортёры М3А1 и М1 (колёсные «скауты»). Могли придать и самоходки Су-85 или лёгкие танки «Валентайн».
Все темы по тактике, вождению, топографии наполовину отрабатывали ночью.
Мотоциклисты вовсю пользовались скоростью и манёвренностью всех своих машин, творя настоящие чудеса.
Против танков и самолётов
Август 1944 года. Пока противник в Румынии смотрел за танковой армией, из-за её фланга передовой отряд мотополка внезапно выскочил на шоссе и устроил побоище. Было уничтожено до 500 подвод, 39 автомашин, три орудия, четыре миномёта на конной тяге и до 150 солдат и офицеров. Удалось захватить 20 исправных машин, цистерну с бензином и до 600 пленных.
Это в разы больше численности всего передового отряда!
Утром 23 августа застава (рота мотоциклистов, взвод пулемётов, взвод «валентайнов» и батарея Су-57) ворвалась на аэродром у города Бырлад и, «воспользовавшись суматохой и паникой», уничтожила танками восемь самолётов.
Подошли главные силы полка и начали теснить гарнизон к центру города. Застава, пользуясь случаем, достигла центра Бырлада и захватила железнодорожную станцию, где уничтожила два эшелона с боеприпасами и до сорока машин.
Взвод автоматчиков захватил в плен начальника тыла дивизии и командира батальона. Потери — один «Валентайн» и мотоцикл.
Ночами, обнаружив вражескую засаду, мотоциклисты спешивались и обтекали немецкие танки и самоходки, забрасывая их гранатами. Противник, не видя нападавших, в панике разбегался, бросая исправные машины. Так полк захватил одну самоходку целой и подорвал вторую, предварительно перебив экипажи.
Дальше при поддержке своих и соседних самоходок полк взял трофеями три исправных немецких танка и сжёг две «пантеры».
Утром рота автоматчиков под прикрытием огня Су-85 и танков стремительным броском захватила важнейший мост через реку Серет. Потери при захвате — десять раненых.
От миномёта до зубила — оружие мотоциклиста
М-72 хвалили как выносливые, манёвренные и простые машины — они «оправдали себя во всех видах боя». До среднего ремонта большинство М-72 проезжали по 3,5-4 тысячи километров, а некоторые — до 6,5 тысячи! И это при не слишком сильном моторе.
Экипажи просили только добавить инструментов — молоток, зубило и напильник. Процедуру ремонта можете представить самостоятельно…
«Харлей-Дэвидсон» был, конечно, куда сложнее. Но в среднем «харлеи» за 18 часов могли проделать путь до 200 километров (М-72 — до 200-250 км). Ночью же они проезжали 80 километров за восемь часов.
Мотоциклисты воевали пулемётами, противотанковыми ружьями и гранатами — «широко и эффектно».
Из ручных пулемётов ДП стреляли как прямо на ходу, так и с земли. Наибольший эффект стрельба с хода давала при преследовании противника. Только представьте себе эту картину!
Иногда с мотоциклов стреляли даже из миномётов!
Но чаще миномёты снимали с машин — и «работали» ими на местности, поскольку миномёты и без того сильно перегружали заслуженные мотоциклы.
В отчётах офицеры застенчиво писали, что «в некоторых подразделениях находятся в эксплуатации мотоциклы марки „Цундап“ и „БМВ“, выпуска 1944 года». С малым пробегом, надо думать. У этих мотоциклов коляска имела ведущее колесо, демультипликатор и передачу заднего хода. Трофеи очень хвалили за отличную проходимость.
Как итог: «все поставленные боевые задачи полк выполнял аккуратно, благодаря хорошей выучке личного состава для действий в любых условиях местности и времени года» (из архивных документов).
Комментарии
И тут идею украли совки, как впрочем и сам мотоцикл, разобрали BMW и собрали крокодиучело непотребное. Судя по первому фото где у двух колясок из трёх коляски мятые. По пьяни наверное постоянно в лавку за водярой гоняли.
Слышь ты, круто вовер, тебя часом не славкой кличут? Все становится на свои места. Хавайся.
Отправить комментарий