"Очевидец": как подделывают и отмывают мед
Недавно проведенные анализы подтверждают давние подозрения пчеловодов: продаваемый в крупных торговых сетях мед зачастую является подделкой. Несмотря на то, что пасечники требуют от Ветеринарно-пищевого департамента решительного вмешательства, чиновники вмешиваться не торопятся.
Мед этих марок тест пчеловодов не прошел. Фото: ERR
В Тартумаа, под Ныо у предпринимателя Таави Тулля зимует 1600 пчелиных семей – это самая крупная в Эстонии и даже в Северных странах пасека. Тем не менее, семейный бизнес Тулля и других пчеловодов Эстонии уже несколько лет успешными назвать нельзя, так как чрезвычайно низкая цена импортного меда угрожает задушить местное производство, передает "Очевидец".
"Люди предпочитают дешевый мед. К сожалению, это так. Торговые сети не обязаны проверять качество меда и его состав", – констатировал Тулль.
Проведенные несколько лет назад в Германии лабораторные анализы показали, что в Эстонии укореняется новая тенденция международной пищевой промышленности – китайский поддельный мед. Речь не о том, что в Китае или на Украине, из которых в основном поступает мед, пчеловоды работают более эффективно, а о том, что там действуют более умелые химики. Мед, собственно, является наиболее часто подделываемым продуктом в мире.
Например, в сентябре прошлого года в Австралии разгорелся большой медовый скандал, когда крупнейшего производителя и несколько торговых сетей обвинили в продаже поддельного меда. Из 28 образцов продукции подделкой оказались 12.
По словам члена правления объединения профессиональных пчеловодов Марта Кулламаа, невозможно каждый год повышать производительность на 30%, но если посмотреть на Китай и Украину, в которых на повестке дня стоит тема подделки меда, то там производство меда каждый год повышается на 30%.
"Мед производится природным способом, то есть пчелами. Его производство не поддается математическим формулам", – подчеркнул Кулламаа.
Говоря обобщенно, вырисовывается две проблемы. Первая – так называемое отмывание меда, когда пытаются скрыть страну происхождения, к примеру, продают китайский мед под видом эстонского. Вторая – подделка, когда под видом жидкого золота продают сладкую смесь, которая в худшем случае не имеет к пчелам никакого отношения.
По словам экспертов, в этом бизнесе крутятся баснословные деньги. Утверждают, что в Китае он находится в руках преступного мира.
"В английском языке есть термин honey laundering, когда пытаются скрыть происхождение меда. Например, в США установлена нулевая толерантность в отношении китайского меда, и его отмывают через третьи страны, в Юго-Восточной Азии, чтобы таки пробиться на рынок США", – рассказал Кулламаа.
В Эстонии на тему отмывания меда спекулировали давно, и в связи с этим Март Кулламаа впервые связался с "Очевидцем" еще четыре года назад, но до сих пор подозрения доказаны не были. Дело усложняется тем, что мошенничество может не распознать даже самый опытный пчеловод. Не заметить подвох могут и ученые, так как уровень подделок очень высок.
Научный сотрудник центра экологии Таллиннского университета Лийза Пуусепп заявила, что мошенники всегда опережают, выдумывая способы, как представить медом сахарный сироп.
Медом может называться только тот продукт, который полностью произвели пчелы. Автор: ERR
Подозрения не подтверждает и официальная статистика. Единственный в последнее время случай имел место два года назад, когда Ветеринарно-пищевой департамент задержал в Мууга около 20 тонн неизвестного товара. По бумагам это был мед из США, а на самом деле – китайский сироп с истекшим сроком годности. 300 контейнеров должны были быть отправлены через Эстонию в Польшу.
По сути, товар был задержан не из-за качества, а неправильно оформленной документации. По мнению Марта Кулламаа и других пчеловодов, которые уже несколько лет пытались привлечь внимание к проблеме, эстонские чиновники не просто спят, а, можно сказать, препятствуют раскрытию обмана.
По словам Таави Тулля, департамент надзор осуществляет, но проверки касаются показателей качества меда, например, соответствует ли норме уровень влаги и не был ли мед перегрет, а тот факт, произвели ли продукт пчелы, не проверяют.
В последние три года Ветеринарно-пищевой департамент провел около 30 лабораторных анализов, но ни одной подделки не выявил. По мнению пчеловодов, оно и неудивительно, так как используется устаревший изотопный метод, который уже учли мошенники. Кулламаа несколько лет переписывался с департаментом и ходил на встречи, пока не решил взять инициативу в свои руки. В 2015 году появился новый, более современный NMR-метод, то есть метод ядерного магнитного резонанса.
"Образно говоря, он позволяет разложить мед на составляющие и посмотреть на общую композицию", – описал Кулламаа.
И если пчеловоды уверены, что такое исследование – лучший на данный момент метод, то чиновники Ветеринарно-пищевого департамента так не считают. Более того, на использовании старого метода настаивает Европейская комиссия, так как у нового есть недостатки.
Как объяснила ведущий специалист департамента Яана Оона, недостаток состоит в том, что база данных только составляется и при добавлении в нее новых проб их начинают сравнивать с имеющимися. "На самом деле, эта база данных, с которой сравнивают имеющиеся пробы, не сформировалась", – пояснила она.
Так как пчеловодам не удалось убедить департамент использовать новый метод, в ноябре объединение решило взять самые подозрительные, продаваемые в торговых сетях образцы и за свой счет отправить в немецкую лабораторию QSI.
В феврале из Бремена пришли ответы, которые показали, что в образцы были добавлены посторонние сахара. Как правило, низкая цена достигается за счет добавления маисового или рисового сиропа.
Тест провалили две популярных в Эстонии марки: Rimi õiemesi и Mesi Mumm. Согласно описанию, продукция Rimi упакована в Латвии и содержит медовую смесь как из ЕС, так и из-за его пределов. Продукция Mesi Mumm, как утверждается, из Китая, стала объектом интереса СМИ уже несколько лет назад, когда купивший в Хаапсалуском магазине Maxima килограммовое ведерко клиент пожаловался на дурной запах. Тогда упаковщик заявил, что речь идет о натуральном китайском меде, который прошел проверку Ветеринарно-пищевого департамента и полностью безопасен для потребителей. Сейчас повторяется та же история.
"Мы сделали необходимые анализы. Всегда все было в порядке. Для нас это полная неожиданность. К нам на склад постоянно приходят чиновники Ветеринарно-пищевого департамента, берут выборочно пробы, они тоже всегда были в порядке", – сказал Сильвер Лайдо, член правления занимающейся фасовкой меда фирмы Apricot.
Медоносная пчела. Автор: ERR
Для него "неутешительный результат пробы" стал большой неожиданностью еще и потому, что этот самый мед он заказывал напрямую из Китая и через польских посредников в течение десяти лет, и анализы всегда были в порядке. Провал "допингового" теста продукции Mesi Mumm вызывает в нем сомнения.
"Я не знаю, наш ли мед был отправлен в Германию и как это можно доказать? Берешь банку, кладешь туда что угодно и выставляешь конкурентов в плохом свете", – заявил Лайдо.
В Rimi тем временем забили тревогу и в конце прошлой неделе изъяли попавшую под подозрению партию товара из магазинов во всех Балтийских странах до окончания собственного расследования.
На вопрос о том, можно ли считать, что клиентов обманывали, директор по качеству продукции Rimi Алгис Мурумаа ответил, что основания для такого утверждения есть.
"Нам было неприятно узнать, что товар, который мы уверенно закупали как настоящий мед и продавали его своим клиентам, может быть, медом и не является. Конечно, это съедобный продукт и он никоим образом не вредит здоровью, но может оказаться, что целебные свойства этой продукции слабее, чем у настоящего меда", – прокомментировал Мурумаа, добавив, что данный мед проверяли в январе и тогда все было в порядке.
Если же выяснится, что партнер занимался мошенничеством, то, по словам представителя Rimi, сотрудничество прекратится. "Если он сам в этом замешан, это будет означать, что деятельность была сознательной. Если же он сам стал жертвой обмана, то мы ужесточим требования по проверке поставщиков", – пообещал Мурумаа.
Низкая цена намекает, что товар подозрителен
Эксперты в свою очередь считают, что Rimi разводит демагогию, так как сверхнизкая цена импортного меда является достаточным сигналом, чтобы заподозрить неладное. Rimi c такой формулировкой не согласен, потому что цена на мед разнится по странам и зависит от продолжительности взятка. "На юге мед стоит дешевле, так как взяток длится дольше и пчелы способны произвести больше меда", – обосновал Мурумаа.
По его словам, компания взвешивает использование нового метода проверки. Ветеринарно-пищевой департамент получил информацию о подозрительных банках две недели назад и направил их на проверку своим старым способом. Если подозрения подтвердятся, начнется расследование. До тех пор мед вышеупомянутых марок можно продавать и дальше, заявила Яана Оона. По ее словам, в Эстонии открытый рынок и каждый имеет право продавать на нем свою продукцию.
В последнее десятилетие объем импортируемого меда вырос в четыре раза. Проведенный пчеловодами тест, который не прошли два производителя меда из трех, красноречив, но стоит иметь в виду, что были выбраны наиболее подозрительные марки.
Согласно оценке профессиональных пчеловодов, которая в основном базируется на низкой стоимости продукции, на прилавке эстонских магазинов 30% импортного меда является подделкой.
"В этой истории печально то, что с инициативой выступили пчеловоды. Это свидетельствует о том, что им нужна большая поддержка, чтобы контроль продукции на рынке был более конкретным", – сказала Лийза Пуусепп из Таллиннского университета.
Март Кулламаа не исключает, что история о подделке меда в мире может показаться неубедительной и Эстонию продолжат считать чудесной страной, в которой таких проблем нет. Но если окажется, что по оценке всего пчеловодческого сектора новый метод является надежным и может помочь очистить рынок от некачественной продукции, а Ветеринарно-пищевой департамент будет настаивать, что он не годится, то у пчеловодов других средств для доказательства своей правоты, по словам Кулламаа, нет.
Комментарии
Просто напросто закрыть полностью рынок для меда из других стран. Своих же пасечников обязать регистрироваться. А отгонку разрешать делать лишь под контролем представителей властей, либо разрешить продажу лишь в виде сотов. За малейшую попытку обмана сажать как за мошенничество. И вот тогда всё будет в шоколаде.
Нет, не будет. Будет еще больше взяток и свояченичества... Не надо быть таким наивным. А Mesi Mumm действительно расслаивается после недели без холодильника.
Думаю, что такая схема породит коррупцию и существенно повысит стоимость меда. Это же надо набрать новых чиновников, которые будут всем этим заниматься, платить зарплату, оплачивать транспорт до пасеки и обратно и т.д. Выльется в огромные суммы за лицензию на производство меда. Или просто из бюджета возьмут. Не вариант.
Так с коррупцией то и надо бороться. Ведь она уже сейчас в этом направлении есть - ведь кто-то пропускает целые эшелоны подделки.
Отогнанный при помощи медогонки мед никак не застрахован на предмет разбавления сахарным песком. Да и некоторые нечистые просто кормят пчел сахарным сиропом, что недопустимо. Только продажа меда и перги в сотах. Только контроль за деятельностью, только регистрация, только запрет ввоза, только запрет пчеловодства в экологически плохих местах. И жесткие наказания за несоблюдение. Но это, разумеется, если кто-то захочет продавать мед своего производства через торговлю, то есть стать официальным поставщиком на рынок. Но обычно крупные производители берегут имя.
Отправить комментарий