Открытое письмо к Президенту Эстонской Республики, господину Тоомасу Хендрику Ильвесу
Господин Президент Эстонской Республики!
Исходя из интервью данного Вами швейцарскому изданию Der Bund, Палата представителей национальных меньшинств Эстонии выражает свою озабоченность неуважительными высказываниями в адрес граждан Эстонии, которые отличаются от Вас своим языком или этническим происхождением.
Хотелось бы напомнить, что в советский период 80% всего управленческого персонала Эстонии состояло из этнических эстонцев, а привилегии нарвской ткачихи ничем не отличались от привилегий мульгимааского колхозника. Так что и эстонский язык может быть, по Вашим же критериям, назван «языком оккупационной власти», а эстонский народ – «народом господ». То, что произошло с Эстонией в 1940-м году, не имеет ничего общего с тем, что понимает международное право под термином «оккупация». Если в бытовом обиходе смешение понятий «оккупация» и «принудительная инкорпорация» может быть как-то понятен, то некорректное использование юридических терминов главе государства непозволительно.
Вы выросли в США, где именно язык оккупантов является сегодня de facto государственным языком. Территория нынешних Соединенных Штатов - и это никем не отрицается – была завоевана английскими колонистами, безжалостно уничтожавшими коренное население. Весь вопрос в том, можно ли возлагать вину за эти зверства на английский язык? С другой стороны, мы имеем пример Финляндии, долгое время находившейся под шведским владычеством, где, несмотря на то, что доля шведского населения составляет менее 6% от всех жителей, шведский язык является вторым государственным языком.
Всякие попытки оправдать неравное обращение с национальными меньшинствами в Эстонии, ссылаясь на оккупационное прошлое, неуместны. В цивилизованных странах они расцениваются как проявление расизма и ксенофобии.
Господин президент, Вы являетесь главой государства и гарантом соблюдения конституции Эстонской Республики, в которой запрещено всякое ущемление людей по признаку вероисповедания, языка, расы, национальности и т.д.
Мы понимаем, что Вы не жили в Эстонии, когда многие представители русскоязычного меньшинства, совместно с эстонцами, боролись за восстановление независимости Эстонской Республики. Однако Ваш предшественник президент Арнольд Рюйтель высоко оценивал роль национальных меньшинств в этом процесс. Вы стремитесь не замечать вклад национальных меньшинств в восстановлении независимости Эстонского государства. Поэтому не случайно русский язык, который является родным языком русского национального меньшинства, а также de facto средством общения для многих других национальных меньшинств Эстонии, Вы отнесли к категории «языка оккупационной власти».
Палата, представляя интересы национальных меньшинств Эстонии, считает, что действия властей не имеют никакого отношения к языкам народов. Национальные меньшинства, проживающие в Эстонии, не несут никакой ответственности за те деяния, которые совершались в т. н. «оккупационные годы». Языки называются национальными, потому что они отражают идентичность и духовный мир того или иного народа. Оскорбляя язык – вы оскорбили всехносителей этого языка. Русский язык невиновен в репрессиях совершенных лидерами большевиков, точно также, как немецкий язык невиновен в зверствах нацистов. На любом языке можно проявлять высокий гуманизм или сеять межэтническую вражду. На одном и том же немецком языке говорили Шиллер и Гитлер. Все зависит от политической культуры и морали тех, кто находится во главе государства и управляет страной.
Мы считаем, что Вы, господин Ильвес как президент эстонского государства должны разъяснить народу Эстонии свою позицию и выступить с извинениями перед той частью населения, которую Вы оскорбительно назвали «народом господ», а их родной язык – «языком оккупационных властей». От Ваших действий будет зависеть будущее отношение к Вам как к главе нашего государства.
Правление Палаты представителей
национальных меньшинств Эстонии
13.12.2011
Рафик Григорян
Напомним, как оно было:
Сюжет об этом письме на ПБК:
Комментарии
Молодец Григорян. Предельно лаконично и эффективно написано. Опять русские политики проглотили молча, а армянин должен за них отдуваться. Кстати, имел счастье общаться с этим человеком. Очень добрый, мягкий и интеллигентный человек. Почему такие трезвые и воспитанные люди максимум на общественных началах какими нибудь организациями общественными руководят, а пингвины заморские целой страной?
- "Не так поняли" уже было. Что ещё можно сказать ?
Позор президенту, который не знает историю своей страны, который разделил народ на "своих" и "чужих", который провоцирует межнациональную рознь!
Интервью, в котором господин Ильвес косвенно называет русских оккупантами (а именно это он имеет в виду, комментируя данность русского языка в Эстонии), не делает ему чести как главе Государства.
Мои родители и другие родственники приезжали в Советскую Эстонию по направлению из больших городов (Горький, Ленинград, Архангельск, Смоленск и др.) после институтов молодыми специалистами. Они рассказывали мне, как плакали и не хотели ехать в маленькую Эстонию, утопающую в грязи и развалинах. Но, долг в то время был превыше всего! Они переманивали других своих знакомых и родственников, чтобы не оставаться одинокими в чужой республике. А те, в свою очередь, приезжали и строили детские садики, школы, заводы, сажали деревья, строили дома и потихоньку привыкали к совершенно чужому образу жизни. И, поверьте, далеко не самому приятному - деревянные домики, серые безликие каменные катакомбы на каждом шагу, разбитые дороги, а Северо-Восток Эстонии и вообще жалкое зрелище. Но это тоже, господин Президент, наша Эстония!
Мои дети свободно говорят на эстонском. Но я никогда не позволю им забыть свою идентичность, родной язык своих предков. Так кого Вы считаете оккупантами? Нас? Или уже четвертое и пятое поколение после войны? Вам нужно пройти курс толерантности к другой культуре, к ценностям других народностей, живущих в Эстонии. Я здесь родилась, училась, растила своих детей, а теперь и внуков. И это моя страна, несмотря на то, что я русская. Я сажала деревья в рощах Эстонии, работала в колхозах Эстонии, красила заборы, работала в эстонских дружинах и т.п. А что делали Вы? Стыдно за Вашу русофобию и предвзятость.
Татьяна Варакина
« Жизненный идеал Монморенси состоит в том, чтобы всем мешать и выслушивать брань по своему адресу. Лишь бы втереться куда-нибудь, где его присутствие особенно нежелательно, всем надоесть, довести людей до бешенства и заставить их швырять ему в голову разные предметы, — тогда он чувствует, что провел время с пользой.
Высшая цель и мечта этого пса — попасть кому-нибудь под ноги и заставить проклинать себя в течение целого часа. Когда ему это удается, его самомнение становится совершенно нестерпимым.»
— Джером К. Джером, «Трое в лодке, не считая собаки»
Отправить комментарий