Почему Нарва не стала Гонконгом?
Название конференции, организованной изданием «Деловые ведомости», было созвучно фразе из известного фильма, – «Восток – дело тонкое». Как видим, к словам товарища Сухова добавили только «северо». Но смысл понятен – наш регион, Ида-Вирумаа, имеет свои особенности, не всегда и не всем понятные даже в пределах маленькой Эстонии.
Конференция проходила 11 мая в Нарва-Йыэсуу, в центре Noorus, и состав ее был весьма представительным. Продолжалась она полный рабочий день, и в этом материале есть возможность отразить лишь наиболее интересные ее моменты. Фуршета с вином и посещения Noorus SPA касаться не будем, хотя именно в такой неформальной обстановке часто происходят весьма значимые разговоры и события. Однако и официальные доклады конференции несут в себе большой массив интересной информации.
Вниманию читателей «Нарвская Газета» предлагает обзор нескольких из них, где наиболее ярко обозначены «болевые точки» региона.
На пороге катастрофы
Модератором форума выступал Максим Волков, бывший вице-мэр Нарвы, не понаслышке знакомый с проблемами региона. Цели конференции он определил так:
– Попробуем разобраться в проблематике региона, стоящих перед ним задачах и нащупать пути их решения.
Далее Волков напомнил, что из года в год об Ида-Вирумаа говорится как о перспективнейшем регионе, где имеются огромные ресурсы, есть простор для реализации бизнес-сетей, и тем не менее, на сегодняшний день мы вынуждены констатировать, что преобладают здесь «очень и очень большие проблемы», которые уже приносят негативные плоды.
– К региону впору применять слова «социальная катастрофа», – заключил Волков.
И первый доклад на форуме, который сделал министр здоровья и труда Евгений Осиновский, так и назывался – «Регион на пороге социальной катастрофы?».
Первое, о чем сказал министр, – это ситуация на рынке труда. Он отметил, что на протяжении многих лет безработица в Ида-Вирумаа в два раза выше, чем в среднем по Эстонии. На этом основании Осиновский делает вывод, что безработица в регионе имеет уже системный характер. Это, по его словам, негативно отражается на всех социальных показателях – здоровье, бедности, преступности и так далее.
– И ситуация только ухудшается, – добавил министр.
Евгений Осиновский: Безработица в регионе имеет уже системный характер
Парадоксы рынка труда
Безрадостные перспективы нарисовал Осиновский и на ближайшие десятилетия: если сегодня на рынке труда Эстонии заняты 600 тысяч человек (в Ида-Вирумаа – 60 тысяч), то к 2030 году их станет на 100 тысяч меньше. Нетрудно предположить, куда придется основной удар, – сокращено будет на 40 тысяч больше людей, чем сейчас работает в нашем регионе.
Наряду с безработицей министр, как ни парадоксально, говорил и о нехватке рабочей силы. А рост зарплат, по его словам, опережает рост экономики, что, наряду с падением потребительских цен, ведет к инфляции.
Как положительный момент для Эстонии Осиновский назвал возвращение рабочей силы в страну, впервые с 2004 года возврат на 2 тысячи человек превысил отток. Растет и иммиграционное давление – на работу в Эстонию приезжают тысячи иностранцев. И со следующего года правительство намерено облегчить этот процесс, чтобы компенсировать нехватку рабочей силы.
– Перспективы развития Эстонии, – сказал Осиновский, – можно охарактеризовать так: ужесточение конкуренции на рынке рабочей силы, рост зарплат и, параллельно, ускорение иммиграции.
По словам министра, в целом по стране наблюдается снижение безработицы, в Ида-Вирумаа же ситуация абсолютно обратная. В Кассе по безработице зарегистрировано 7500 человек, что на 12 процентов больше, чем в прошлом году (6200). Основной фактор роста безработицы – сокращения в сланцевом секторе промышленности – порядка двух тысяч человек. Причина же, по словам министра, – снижение цены на нефть и падение рубля.
К позитиву – консервативно
Сегодняшние проблемы Ида-Вирумаа, в отличие от кризиса 2008 года, Евгений Осиновский назвал не общегосударственными, а региональными. И, по его словам, правительство отнеслось к ним беспрецедентно: если раньше региональная политика не была приоритетом государства, то сейчас проанализированы и продуманы меры, направленные на конкретный регион, среди которых приоритетным, в свою очередь, является Ида-Вирумаа. И первые шаги уже сделаны – в парламент поступил законопроект, временно понижающий плату за ресурс на сланец. Цель закона, по словам Осиновского, в том, чтобы предотвратить дальнейшие сокращения в этом секторе.
Во-вторых, министр сказал, что подписал ходатайство в Европейские фонды о выделении 2 миллионов евро, которые будут направлены на переобучение сокращенных людей и выплаты пособий.
Еще одна мера – выделение предприятиям пособий на создание новых рабочих мест. Напомним, суть его в том, что предприятиям Ида-Вирумаа, куда придут работать 20 и более человек, государство через Кассу по безработице выплатит сумму в 50 процентов от зарплаты каждого работника в течение первого года.
Кроме того, по словам министра, постоянно ведутся переговоры с иностранными инвесторами об инвестициях именно в Ида-Вирумаа.
– Это единственный регион Эстонии, – сказал Осиновский, – где инвестор может создать крупное производство.
В заключение министр добавил, что консервативно относится к позитивным прогнозам.
– Но важно то, – сказал он, – что принципиальные изменения в государственной политике есть.
Ахти Асманн обвинил государство в отсутствии энергетической политики
Не отбирайте деньги!
О самом пострадавшем секторе, сланцевом, говорил председатель правления Viru Keemia Grupp Ахти Асманн. Он напомнил, что предприятия VKG были вынуждены сократить 650 работников. Однако продолжают приносить в бюджет государства огромный доход, а сланец является гарантом энергетической независимости Эстонии, покрывая 65 процентов потребности государства в первичных энергоресурсах.
Асманн озвучил «крамольную» мысль – он обвинил государство в отсутствии энергетической политики.
– Энергию можно купить, – сказал он, – но для этого нужны деньги. А взять их можно из собственного энергетического сектора. Цели такой энергетической политики малопонятны.
Говорил руководитель VKG и о затратах, покрыть которые можно только за счет сокращения рабочих мест. Как пример он привел 18 миллионов евро, которые будут затрачены предприятием в этом году на дополнительные фильтры очистки.
– Мы получим более чистый воздух, – сказал Асманн, – а вместе с ним – много финансовой головной боли.
Одним из решений проблемы он видит политическое решение о возвращении в регион большего количества средств, поступающих в госбюджет от VKG. Сегодня обратно в Ида-Вирумаа приходит лишь 7 процентов от них.
По словам Асманна, VKG – предприятие «умное», способное производить «тонкую химию».
– Мы можем стать на 20 процентов эффективнее, если реализуем имеющиеся идеи, – уверен он, – нам нужно только дать возможность это сделать. Мы вкладываем деньги в развитие, а взамен ничего не получаем. Политики не должны закрывать дыры в бюджете за счет энергетики! Инвестор должен иметь возможность зарабатывать!
«Идиотизм» и оптимизм
Очень интересным был доклад шведского банкира Бу Крага, которого в определенных кругах называют «отцом эстонской кроны». Ему же приписывается фраза «Нарва – ключ к экономическому успеху Эстонии».
Но крона благополучно скончалась, как и те перспективы, которые господин Краг увидел когда-то на Северо-Востоке нашей страны.
Бу Краг: Не надо быть Карлом XII, чтобы понимать стратегическое значение Нарвы
– Нарва – единственный эстонский город, о котором знали в Швеции, – сказал он. – Связано это, конечно, с Северной войной. И впервые побывав здесь в начале 90-х годов, я искренне считал, что этот район может стать эстонским Гонконгом.
Что касается причин, по которым его мечты не стали явью, то здесь Бу Краг говорил больше о политике, чем об экономике.
Краг напомнил, что он был первым иностранным советником первого премьера Эстонии Эдгара Сависаара. Причем советником, не говорящим по-эстонски, зато знающим русский. И интересовал его именно Ида-Вирумаа, как самый перспективный регион. Но уже тогда, по словам Крага, были политические препятствия.
– Мне говорили, – вспоминает он, – что это враждебный советский район, вам не будут там рады. Но я посещал и Нарву, и Силламяэ, и Йыхви. И во всех этих «враждебных» городах меня принимали хорошо, понимали мои идеи.
«Конкистадорством» и «идиотством» Бу Краг назвал позицию таллиннских политиков, которые на словах хотели бы развивать Ида-Вирумаа, но «лучше бы без его населения». Исторически сложившуюся ситуацию, по его мнению, нужно принимать такой, какая она есть.
Не согласен был в свое время господин Краг и с принимаемыми тогда законами о гражданстве и языке, но его никто не слушал. Но он до сих пор остается при своем мнении: государственных языков должно быть два.
По его словам, все здесь могло быть и много хуже, развитие все-таки идет, хотя гораздо медленнее, чем в других районах Эстонии. Это, как говорит Краг, не случайно: «Кренгольма» нет, энергетика – «в загоне», транзит упал почти до нуля с 15 процентов от ВВП. В последние годы сильно пострадал и туризм.
Тем не менее, Бу Краг и сегодня видит перспективы, пусть и не столь близкие. И прежде всего они касаются отношений с Россией. Географическое положение региона никуда не делось.
– Не надо быть Карлом XII, – сказал он, – чтобы понимать стратегическое значение Нарвы. И я настроен оптимистично.
Как вариант, Краг говорил о свободной экономической зоне. В таком проекте, по его мнению, «есть и свои минусы, но это небольшая цена за интеграцию Северо-Востока в Эстонию».
Всего на форуме прозвучало девять докладов, касающихся самых разных проблем Ида-Вирумаа. Оптимизма было немного, но вывод можно сделать такой: «Пациент скорее жив, чем мертв». Однако нуждается в реанимации. При должных усилиях, причем общих, регион должен возродиться.
Фото Виталий Школа
Комментарии
потому что существование Нарвы - это "ошибка истории" для властей нашей микространы. Согласен с товарищьчем Бу Крагом. Остальные докладчики - жлобствующие пустозвоны вместе с их хозяевами.
Извиняюсь, имел ввиду только Осиновского. спасибо товарищьчу Асману, что он впервые озвучил то, что властями постыдно скрывалось от народа.
БЛА... БЛА... БЛА.... ОДИН ТОЛЬКО ТРЁП! ПРИВЕЛИ ВСЁ ТО, ЧТО ВСЕМ ПОНЯТНО И ИЗВЕСТНО! ПОХОДУ ВСЕ ЗАНЯТЫ ТОЛЬКО ТЕМ , ЧТО СОБИРАЮТ ИНФО... А НЕ ДУМАЮТ КАК ЭТУ БЕДУ ИСПРАВИТЬ. ХОРОШО ТАК ПОТРЕПАЛИСЬ, ПОДМЫЛИСЬ, УЛЫБНУЛИСЬ, НАБИЛИ КАРМАНЫ МОНЕТОЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ И СО СПОКОЙНОЙ ДУШОЙ РАЗБЕЖАЛИСЬ ДО СЛЕДУЮЩЕЙ ТУСОВКИ! И КАК ВАМ, ЛЮДИ ИДА-ВИРУМАА, НОРМАЛЬНО...?
Нет, ребята. Чтобы быть гонконгом в экономическом плане, надо пару сотен лет побыть под управлением Англии и пополучать оттуда весьма немалые суммы на развитие. Ну и трудиться надо как в Гонконге, с бешеной производительностью труда и вполне приемлемым качеством. А чтобы такая загрузка работающих была, должны быть сбытчики производимых товаров отличные, чтоб расходилось по всему миру и не залеживалось. Такого почти в Восточной Европе нет, кроме Словении, Чехии и Венгрии не сумели власти организовать. В Эстонии еще что, все нормально. А на процветающую некогда Болгарию, которая и в аграрном, и в промышленном секторах до 90х годов Австрию перегоняла, теперь не взглянуть без слёз. Исчез рынок сбыта, которым являлся весь СЭВ, появились проблемы, потом всё проели и развалили. А ведь болгары в большом количестве делали даже совместимые с IBM компьютеры, жесткие диски, флоппи-дисководы, промышленную электронику и оборудование и прочий хайтек высокого качества. Венгры же сохранили все эти производства, начав штамповать на своем Видеотоне аппаратуру под маркой и по лицензии Сони, сбыт быстренько наладили в бывший СССР и в Германию с Францией. Всё зависело от людей, стоящих у руля.
Отправить комментарий