Подавляющее большинство участников опроса Delfi считает, что референдум об автономии Ида-Вирумаа нужен
Ровно двадцать лет назад, 16-17 июля 1993 года, в Нарве, Силламяэ и Кохтла-Ярве прошли референдумы, которые теперь точно назвали бы скандальными. Народу предлагалось ответить, хочет ли он, чтобы Ида-Вирумаа был автономией. Подавляющее большинство читателей (около 80 процентов), принявших участие в опросе Delfi ”Расскажите, помните ли вы о референдуме об автономии Ида-Вирумаа и нужен ли он сегодня”, считает, что референдум нужен. К сегодняшнему полудню в опросе проголосовало 236 человек.
”Думаю, такой референдум нужен хотя бы по тем же мотивам, что и референдум о признании за русским языком в Латвии статуса второго государственного”, — считает читатель Delfi Александр, который оставил свой комментарий к опросу. ”То есть цель не столько в фактическом отделении от Эстонии (с той или иной степенью самостоятельности), сколько в проявлении политической воли, которой русским в Эстонии ой как не хватает”, — добавляет он.
„Административно-политические игрища – это надстройка, а сама автономия Северо-Востока де-факто существует» , - сказал Delfi в день 20-летия со дня проведения референдума об автономии Ида-Вирумаа социолог Дмитрий Михайлов.
Референдум прошел в июле 1993 года в трех городах региона. Подавляющее большинство высказалось ”за”, но Госсуд признал это народное голосование противоречащим Конституции Эстонии.
По мнению Михайлова, среди русскоязычного населения, особенно в Ида-Вирумаа, тема территориальной автономии отнюдь не сошла на нет. Более того, эта самая территориальная автономия фактически уже давно возникла и укрепилась.
Далее...
”Тогда, в 93-м, до неконтролируемого приднестровского варианта не дошло, — рассуждает Дмитрий Михайлов. — Но пойти по этому сценарию пытались, дестабилизация шла на очень высоком уровне. Другое дело, что на этом фоне программа особой экономической зоны, в рамках которой и надо воспринимать территориальную автономию в составе Эстонии, была очень популярна и широко поддерживалась и в Нарве, и вообще в стране.
Нарва была пригородом Петербурга и остается им геополитически до сих пор. А референдум был призван показать не то, что регион — отрезанный ломоть, — а, наоборот, продемонстрировать некую символическую попытку остаться в составе Эстонии, избежав более радикальных, провокационных сценариев. Но эстонское правительство — это был детский сад. Оно совершенно не понимало, что происходит. Воспринимало Нарву как нелояльную территорию, которая хочет всеми силами оторваться от Эстонии. Были даже голоса, требовавшие вывести на нарвский мост только что сформированные войска”.
Как оценивает социолог, сегодня территориальная автономность воспринимается нарвскими старожилами, их детьми и внуками как реальность жизни, ”как их неприкаянность, опущенность”: ”Тамошние жители бедствуют в своем регионе как никто другой… Любой эстонский регион при таких условиях уже давно присоединился бы — не знаю — хоть к Швеции. А здесь бедствуют в тряпочку — уходят, уезжают, бросают все к чертовой матери. И все это результат той блокады, которую Нарва заработала тем своим референдумом — ах, так, сказали им, мы будем вас декомпонировать. Какая вам экономическая самостоятельность, какие вам порты и особые зоны! Мы вас декомпонируем, и будет у вас разруха. И это удалось. А Нарва стала еще более прозрачной в своей автономной лояльности и бедствует автономно”.
Но, как подчеркнул Михайлов, на разрухе всегда возникает что-то новое. Ида-Вирумаа имеет такой потенциал, который невозможно рассеять по ветру: ”Это самодостаточный регион. Придет капитал, в том числе российский, но, конечно, в западном обличии, а, вернее, вместе с западным. Здесь не надо быть пророком — экономическая проблема у нас на счетчиках электрических отражается. Я бы сказал, что здесь все завязано в один узел и вытаскивать из него только одну красную нить этого референдума — немного поверхностно. Хотя через это мы вспоминаем, что существует Северо-Восток — регион хронического бедствия, который автономен в своей беде”.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии:
Нарвская республика (или Принарвская республика, Принаровье) — гипотетическое государство на границе России и Эстонии со столицей в городе Нарва, которое по аналогии с Приднестровьем (Молдавия) в начале 1990-х годов предлагалось создать на северо-востоке бывшей Эстонской ССР в районах с преобладающим русским населением. В качестве шага в направлении создания Нарвской республики можно понимать инициативу городских Советов Нарвы, Кохтла-Ярве и Силламяэ, которые в июле 1991 года обсуждали проект создания Принарвской Советской Социалистической Республики с дальнейшим её возможным вхождением в состав РСФСР. На практике было осуществлено только формирование отрядов рабочих-дружинников, противостоявших эстонским военизированным формированиям. В ответ на сепаратистские настроения эстонские власти распустили и провели досрочные перевыборы городских Советов Нарвы, Кохтла-Ярве и Силламяэ, обвинив их прежний состав в поддержке ГКЧП.
16 июля 1993 года городскими властями Нарвы и Силламяэ был проведён референдум о создании русской территориальной автономии в этом районе с перспективой дальнейшего объявления независимости или воссоединения с Россией, что было поддержано большинством голосов. Однако Таллин проигнорировал результаты референдума, дав лишь разрешение на культурную автономию, а Россия не оказала поддержки его реализации.
Начиная с 2008 года, после признания Эстонией независимости Косова, стали вновь раздаваться призывы к созданию в Эстонии русской территориальной автономии. Как отмечалось в заявлении НКО «Союз северо-западников нового поколения», распространённом вскоре после упомянутого события:
«Эстония, признавшая такую независимость, признала принцип самоопределения нации вплоть до отделения. Несомненно, что такое же право есть у русских в Эстонии и связанных с русскими по языку и культуре других наций, входящих в Русскую общину края».
Комментарии
Нарва в своей истории до 1917 года к Эстляндии и к Эстонии вообще никакого отношения не имела. Земля на которой сейчас стоит Нарва ,изначально входила в состав Новгородской земли Киевской Руси, потом Датчане завоевали земли эстов и часть Новгородской земли где стоит сейчас Нарва, датчане основали Нарву и продали потом Ливонцам, потом Иван Грозный взял Нарву себе ,потом шведы забрали себе и сделали из Нарвы столицу Ингерманландии ,а потом государь наш Пётр Великий вернул Нарву в государство Российское и Нарва была в составе Санкт Петербургской губернии вплоть до 1917 года пока Ленин её не отдал Эстляндской губернии, ну а потом 1920 год Ленин даёт свободу и всей Эстонии. Эстонцы кстати сдесь народ не коренной ,а коренной народ был племя Нарова который потом растворился с водью, славянами и эстами.
После проведения референдума Мальковский - мэр Нарвы поехал за поддержкой к соседям, но Собчак - питерский мэр, его не принял, а поручил это дело своему помощнику, который сказал, что референдум противоречит желанию иметь с соседней Эстонией мирную и спокойную границу и что никакой поддержки вы от нас не получите. Вскоре в Москве произошел известный конфликт между Ельциным и Парламентом со стрельбой из танков, проблемы Нарвы на этом фоне стали такими мелкими, что о них скоро забыли.
а не пошли бы вы к чёрту, с вашей автономией!
Отправить комментарий