После посещения врача неожиданно для себя можно оказаться должником инкассо-фирмы
Еще весной стали появляться сообщения о том, то пациенты должны медицинским учреждениям в общей сумме немалые деньги. Многие тогда решили, что их эта ситуация не касается. Однако, как оказалось, стать должником можно, даже если вы исправно следите за всеми оплатами и являетесь очень обязательным человеком. Более того, дело может дойти до инкассо-фирмы, и тогда сумма долга вырастет в разы, пишет "МК-Эстония"
Невольный должник: Кирилл Копылов смог добиться справедливости в отношении своего случайного долга. Фото: mke.ee
«Я стала записываться к врачу на Рави, и регистратор мне сказала: «А вы знаете, что у вас долг с 2014 года?». Я ответила, что я – пенсионер и очень тщательно слежу за тем, чтобы у меня нигде не было долгов, - рассказывает Наталья Сорочинская. – Но администратор все равно утверждала, что долг на мне висит, что я была в приемном покое 15 и 25 января 2014 года. Дело в том, что я вообще не выхожу из дома. Если меня привозят в больницу, то привозят на скорой помощи. Бывают такие ситуации, когда я плохо себя чувствую. Или же меня везет к врачу социальный отдел Маарду».
Долг есть, но его нет
Наталья недоумевает, откуда у нее взялся долг, ведь она пенсионер и инвалид с тяжелым недостатком здоровья. Женщина не понимает, почему о долге, если у нее он есть, не сообщили за полтора года ни разу.
«Я теперь переживаю, вдруг я еще кому-то должна. Ведь все это вырастает в страшные вещи. Я читала в «МК-Эстонии», что лечебные учреждения жалуются на то, что пациенты должны им тысячи евро. Но если они не сообщают пациентам о долгах! Я не хожу. Если бы я ходила, я бы так не волновалась. Я лучше заплачу эти десять евро, а то вдруг они передадут это дело судебному исполнителю, и потом Бог знает, во что это выльется», - переживает пенсионерка.
Как поясняет руководитель по связям с общественностью Больничной кассы Катрин Романенков, цены за визит застрахованным лицам, а также их размер регулируются Законом о больничном страховании. Согласно этому закону, у медицинских учреждений есть право просить за визит к специалисту плату до пяти евро. Плату за визит не берут с женщин, ожидающих ребенка, с детей до двух лет, а также если после оказания неотложной помощи последовала услуга стационарного больничного лечения. Эти понятия действуют для застрахованных лиц у договорных партнеров Больничной кассы и в том случае, если пациент получает услугу в рамках договора Больничной кассы.
«Каждое медицинское учреждение и учреждение, оказывающее медицинские услуги, может оказывать услуги вне договора с Больничной кассой и все равно кому, в том числе и застрахованному лицу. Если пациент обращается за платной услугой, то оказывающее эту услугу учреждение обязано уведомить пациента о ее стоимости», - добавляет представитель Больничной кассы.
Плата за визиты и платные услуги, то есть, например, стоматология и другое, порядок их действия и координирование сбора оплаты за них у клиентов каждое учреждение регулирует самостоятельно. И, как отмечает Катрин Романенков, ни Больничная касса, ни Департамент здоровья, не имеют никакой информации на этот счет.
«Как случилось, что женщина осталась должна за визиты, нужно спрашивать у конкретного учреждения.
Возможно, что кто-то для более гибкого обслуживания клиентов использует рассрочки и оплату переводом, - отмечает Романенков. - В случае с читательницей неясно, в чем заключается ее задолженность. При неотложном случае вызов скорой помощи бесплатен, но может взиматься плата, если пациент просит медицинский транспорт в больницу на плановое лечение, то есть это неотложным случаем не считается».
Как ответили «МК-Эстонии» в Восточно-Таллиннской центральной больнице, по их данным, никакого долга у Натальи Сорочинской нет.
«Она записана на прием к эндокринологу в сентябре, стоимость визита – пять евро, которые надо заплатить в регистратуре в день консультации доктора», - отвечает специалист по коммуникациям данной больницы Кадри Пеньям.
Неожиданный звонок
А вот история Кирилла Копылова, который также стал невольным должником, получила более неприятную развязку. Восьмого июля мужчина прилег поспать после обеда, а проснувшись, увидел три пропущенных звонка – один от мамы и два, как потом выяснилось, от инкассо-фирмы.
«Инкассо-фирма в течение часа не смогла до меня дозвониться и начала оповещать моих родственников, что я должник, что уже капает штраф и пени, и перспективы очень пессимистичные, если я не заплачу 26 евро», - рассказывает Кирилл.
Как выяснилось, год назад мужчина был у врача в Северо-Эстонской региональной больнице, и по какой-то непонятной причине либо с него не взяли пять евро за визит, либо взяли, но не зафиксировали это. И поэтому записали пациента в должники.
«В этот же день я связался с юристом и получил инструкции запросить у инкассо-фирмы аргументацию того, что входит в сумму 26 евро, экземпляры счетов и договоров и вообще всех необходимых документов. Надо же мне знать, за что я должен и кому, - говорит Копылов. - Мне не ответили на первое письмо, мне не ответили на второе, не ответили на третье и на четвертое».
Примерно после пятнадцатого письма, 18 июля, пациент получил извещение о том, что должен уже не 26, а 36 евро.
По телефону никакой дополнительной информации Кириллу также получить не удавалось, и в свой день рождения мужчина поехал в поликлинику, чтобы узнать, за что у него долг, и при необходимости оплатить счет.
В поликлинике подтвердили, что Копылов не заплатил за визит пять евро. Но на вопрос о том, как и почему это произошло, администратор в информации лишь развела руками. В оплате счета на месте отказали, но через пару дней прислали реквизиты на электронную почту, и долг в пять евро был незамедлительно погашен.
«Когда мы с юристом встретились с представителем инкассо-фирмы Creditreform, вели они себя гораздо профессиональнее, чем по телефону. В ходе дискуссии мой представитель отметил, что я связывался с ними 15 раз, но не получил ответа, и вообще, сумма 36 евро не логичная, - добавляет Кирилл. - И так же легко и ненавязчиво в ходе дискуссии юрист сказал, что долг в пять евро погашен, и мы готовы заплатить инкассо-фирме еще шесть евро за их старания и издержки. Не 36 евро, как они запрашивали, а шесть! На что представитель инкассо удалился в кабинет и вернулся с более чем положительным ответом и попросил с нас даже не шесть евро, а 5,31».
Копылов в шоке от того, в какую историю попал. Ведь у него была мысль заплатить все, что просят, и не связываться. Но результат оправдал старания.
Устный договор
«24 июля 2015 года Северо-Эстонская региональная больница передала фирме Creditreform Inkasso 373 должника с неоплаченными счетами. У них не было заплачено за визиты или больничное койко-место на общую сумму 2717,50 евро, - комментирует финансовый директор Северо-Эстонской региональной больницы Эбе Нымм. – Переданы долги, срок оплаты которых был с октября по декабрь 2014 года. Людей извещали предварительно по смс, по почте или звонили за 14 дней перед тем, как передать инкассо-фирме. После извещения свой долг оплатило 38% должников».
Представитель больницы хочет обратиться ко всем пациентам и попросить, чтобы они стали более ответственными в своих денежных делах, дабы исключить всевозможные требования по долгам от третьих лиц. По словам Эбе Нымм, в инкассо-фирму, согласно договору, раз в квартал передают счета, задолженность по которым превысила срок оплаты больше чем на 180 дней.
Представлявший интересы Кирилла Копылова юрист Андрей Вестеринен из юридического бюро Vesterinen Partnerid говорит, что, согласно Обязательственно-правовому закону (часть 1 статьи 11), договоры могут заключаться в устной, письменной или любой иной форме, если законом не предусмотрена обязательная форма договора.
«Соответственно получается, что если пациент пользовался услугами больницы, то, по условиям договоренности, обязан выполнить свое обязательство, например, оплатить счет за предоставленную услугу, - объясняет Вестеринен. – Представим ситуацию: приходит пациент, у него сломана рука, из носа течет кровь, он в шоке. Естественно, ему необходима помощь медицинского учреждения. Находясь в таком состоянии, он, может, просто и не читает все условия договора с больницей по вопросу оплаты за предоставленную услугу. Услуга оказана, а счет остался неоплаченным. Что делать?»
В этом случае юрист советует обратить внимание на часть 2 статьи 23 Обязательственно-правового закона, которая гласит, что сторона договора должна осуществлять с другой стороной договора сотрудничество, необходимое для исполнения другой стороной ее обязанностей. Другими словами, надо быть в контакте и обмениваться информацией.
«Получается, что больница должна оповестить пациента о его неоплаченном счете. Было это сделано или нет – зависит от каждого конкретного случая. Зная электронную почту пациента, можно отправить ему напоминание. Зная номер телефона пациента, больница может сделать ряд звонков-напоминаний», - отмечает Вестеринен.
При возникновении спора, был ли оповещен пациент или нет, юрист говорит, что не стоит забывать, что больница, то есть кредитор, при невыполненных обязательствах со стороны пациента, то есть должника, не должна отправлять ему заказным письмом напоминания и т.д. Сделать это можно обычным способом – отправить электронное письмо, позвонить. В законе отсутствует конкретная форма напоминаний должнику о его невыполненных обязательствах.
30 евро – минимум
Медицинское учреждение, по словам специалиста, в отношениях со своим пациентом исходит из правовых норм Обязательственно-правового закона, где часть 1 статьи 114 гласит, что в случае нарушения должником обязательства кредитор может предоставить должнику для исполнения обязательства разумный дополнительный срок. Получается, что если на счете в сроке оплаты указана дата 10 августа, то медицинское учреждение может дать пациенту дополнительный срок оплаты, например, 10 или 14 календарных дней. После этого востребовать долг может инкассо-фирма.
«Не стоит не забывать, что медицинское учреждение может просто обратиться к инкассо-фирме за предоставлением соответствующей услуги, а может и уступить право требования долга полностью инкассо-фирме. Выражаясь другими словами, происходит обыкновенная продажа долга от одного кредитора другому. Это регулируют правовые нормы Обязательственно-правового закона, статьи 164-174», - добавляет Андрей Вестеринен.
Юрист отмечает, что нельзя однозначно ответить на вопрос, всегда ли можно оспорить сумму, выставленную инкассо-фирмой, но советует в каждом конкретном случае обращаться за советом к профессионалам.
«По моим данным, инкассо-фирмы покупают портфели долговых обязательств у разных учреждений, как частных, так и государственных, поэтому в практике случается, к сожалению часто, что человек узнает о существовании своего долга только после получения письма со стороны инкассо-фирмы. В данном деле не стоит забывать еще и о том, что к сумме долга инкассо-фирма добавляет свои расходы, чтобы сумма была как минимум 30 евро. Почему именно 30 евро? Потому как это минимальная сумма долга, которую можно опубликовать в регистре должников – Maksehäireregister», - поясняет Вестеринен.
Если кто-либо получит от инкассо-фирмы уведомление о долге и сразу же не припомнит всех обстоятельств этого требования, то, согласно Обязательственно-правовому закону (статья 1015), юрист рекомендует запросить документы по данному требованию. Например: договор, подписанный акт, последние выставленные счета и т.д. Таким образом, человек может ознакомиться с необходимыми документами и в случае возникновения вопросов задать их инкассо-фирме либо обратиться к юристу.
«В заключение хотел бы всем посоветовать: если возникает юридическая проблема, то гораздо эффективней и в определенном плане дешевле постараться решить ее на первоначальном уровне», - резюмирует юрист.
Комментарии
Мошенники прикрытые государством!!!!!!После глупой эстонской политике ,денег очень мало вот и тянут из всех.Страна на пороге вымирания,деградации.
Отправить комментарий