Птица гадит на танкер с поправкой на ветер или Что курил автор
Борис Могилин, математик и художник из Латвии, чьи смешные рисунки в последнее время стали очень популярны в рунете. Недавно он даже выпустил в свет свою первую книгу. А еще он интересно и смешно пишет. Ниже предлагается посмотреть его рисунки и почитать рассказы.
Про малиновый пиджак. Рассказ из жизни.
Сейчас у меня нет никакого пиджака, не мое это, а пару десятков лет назад, в пресловутые «девяностые» был, как положено, — малиновый. Не то чтобы я его по долгу службы носил – мне было плюс-минус шестнадцать лет, и я только-только устроился на первую официальную работу в качестве компьютерщика. Тем не менее обладать малиновым пиджаком мне все равно очень хотелось.
Так что в итоге заветный элемент гардероба был приобретен, и я расскажу, как. Виталик, мой друг детства, бросил учиться в техникуме, когда судьба преподнесла ему уникальную возможность устроиться на работу в качестве официанта — в ресторан высшей наценочной категории «Таллин». Так и ушел со второго курса, справедливо рассудив, что в самом злачном заведении города Риги он всяко больше заработает, нежели по специальности "фрезеровщик", которую ему года через два могли присвоить, а могли — и нет.
И действительно, уже в самом начале ресторанной своей карьеры мой товарищ начал стремительно богатеть. Пересел на такси, принарядился, обзавелся видеомагнитофоном, а еще пса редкой породы приобрел — и поил того сливками заместо молока. Скорее всего, собака предпочла бы простую водицу, но Виталик хотел, чтобы историей его успеха лучился и пес.
И вот где-то через полгода такой разудалой жизни мой товарищ предложил мне малиновый пиджак у него купить. Причем недорого – всего за 30 рублей. Еще недавно, будучи студентом, я получал ровно эту вот сумму в виде стипендии. А тут – мечта, и за смешные деньги. К тому же искомой сумой я располагал, все очень удачно для меня сложилось тогда.
Сильно обрадовался я возможности обновить гардероб. Взял бутылку водки и в ресторан на электричке поехал. Меня в рестораны и прочие питейные заведения пускать не полагалось еще – годиков нужных не набралось, но бутылка водки оказывала на заведующего залом Валеру магическое воздействие. Вот он решительно движется мне навстречу, перекрестив руки: "Извини, Боря, ресторан скоро закрывается", — строго говорит он. Я демонстрирую Валере блестящее горлышко «Столичной», выглядывающее у меня из-за пазухи. В тот же миг он приветственно разводит руки в стороны, и громко, на весь зал басит: "Заходите, Борис, наш ресторан работает до утра!"
Меня этот феномен очень всегда удивлял – водки-то у них в ресторане и своей было хоть залейся, но все — официанты, бармены и метрдотель — как дети радовались любой дополнительной выпивке. И ресторан, случись появиться там кому-то вроде меня – с булькающим бонусом за пазухой, действительно мог запросто «проработать» до утра. Не до самого, конечно, часа в три-четыре в банкетном зале сдвигались столы, на них водружались импровизированные подушки, скрученные из деталей верхней одежды, уставший люд укладывался спать.
В качестве одеяла, интересная деталь, использовался бархатный занавес от оркестровой сцены. Ресторан, как я уже говорил, был приличный – оркестр, живая музыка, все дела. Заведующий залом никому не доверял отцеплять его и делал это завсегда сам – запасного-то не было, так что даже видимости конфуза допускать было нельзя. Утром занавес аккуратно водружали на место.
Хочу добавить, что момента, когда работники ресторана обслуживали клиентов в форменной одежде, я уже не застал. Все надевали кто чего горазд, скажем, мой товарищ Виталик трудился в модном турецком свитере свинцово-серого цвета и темно-зеленых штанах-бананах, широких на бедрах и зауженных к низу. Едва не сгубил его этот свитер, чему я был живым свидетелем.
Поскольку «Таллин» рестораном считался приличным, его регулярно посещали звезды рижских ОПГ. Приходили покушать и дела порешать. В основном все происходило чинно-благородно, стихийные драки иногда вспыхивали, но на моей памяти никого не убили. Разве что вот чуть не порешили Виталика – заприметил его как-то один молодой боец. Вернее, не столько Виталика, сколько свитер его архимодный. И предложил меняться.
Предложение было из серии «чтобы не смогли отказаться»: "Слышь, братан, — обратился к Виталике боец, — у меня свидание сегодня, хочу нормально выглядеть, чтобы как надо все. Выручай — я те рубашку свою, а ты мне свитер, махнемся чисто по-пацански на денек какой, да ты не ссы, завтра я его тебе прямо сюда завезу!"
Виталик не проявил к обмену никакого энтузиазма, более того – выражение лица его приняло весьма страдальческий вид, и он принялся бубнить что-то про «свитер сегодня нужен самому, завтра можно, а сегодня вот как назло — никак…». Я, наблюдая всю эту сцену со стороны, как-то сразу начал догадываться, что свитер человеку и вправду нужен, особенно когда тот неведомо откуда извлек гранату Ф-1. Я ее сразу узнал, в школе мы такие на занятиях по НВП метали. Но у нас-то были муляжи, а эта выглядела довольно аутентично.
-А не охренел ли ты часом, псина, — перешел бандит к более настойчивой стадии переговоров, — те чо, пацанскую рубаху взять впадлу? Рыло тут будешь воротить? Я ща яблочко брошу — весь шалман этот к хренам разнесу! Снимай свитер, сука, че ты время мое тянешь?!
К счастью для Виталика и его одежды, к переговорам подключился старший товарищ владельца гранаты, который со словами «ты беса-то не гони, нам еще кушать тут» увел его к столику. Виталик благоразумно спрятался на кухне, а тревожных посетителей обслуживал уже другой официант – в неприметной белой рубашке, на которую никто особо не зарился.
О чем это я? Да, пиджак. Приехал я за ним в «Таллин», отдал другу деньги, он мне – пакет с аккуратно свернутым пиджаком. Мы это дело отметили, завзалом Валера из загашника еще водки приволок, все честь по чести, разошлись уже за полночь. А утром я, как только проснулся, отправился быстро-быстро домой — покупку свою распаковывать, примерять да разглядывать. Пиджак был не совсем малиновый, скорее бордовый, но для меня это было абсолютно неважно. Я полюбил этот пиджак и носил не снимая — почти целый год.
Любимый ансамбль состоял из четырех предметов: собственно пиджак, под ним – серая майка или тельняшка (в зависимости от того, что не в стирке), кроссовки неизвестного происхождения и синие спортивные штаны «Адидас». Причем, слово «Адидас» было вышито буквами разных цветов – синим, желтым, красным и фиолетовым. Эти штаны я заправлял в носки, и такой модный расхаживал по городу. Впрочем, чуть позже я приобрел солидные коричневые брюки. По виду они были словно плюшевые, и здорово сочетались с пиджаком. Тогда я впервые почувствовал себя стильным.
Беда пришла, откуда не ждали. Был в нашем городишке магазин компакт-дисков, назывался «М-Дайле». Там продавались исключительно лицензионные релизы, по совершенно невероятным по тем временам ценам. Народа в магазине всегда было много, но подавляющее большинство посетителей заходили туда с целью чисто поглазеть. И вот как-то раз забрел туда и я. И сразу мне не понравилось, как на меня продавец смотрит. Пристально, с прищуром, как если бы я денег большую сумму был ему должен. Причем рожа у продавца какая-то знакомая, где-то я видел его, только вот не вспомнить где.
Ну что, глазеет, и ладно. Стою дальше себе, компакт-диски взглядом обвожу. А продавец тем временем бочком-бочком в мою сторону пододвинулся. И разговор завел.
— Знакомый жакетик, — говорит. А сам щурится еще сильнее, я этот прищур буквально физически ощущать начал.
— А чего жакетик? — спрашиваю.
— Да знакомый, говорю, — отвечает он мне, — я в «Таллине» барменом работал много лет, оттого и говорю — знакомый!
Я поначалу обрадовался, назвал общих знакомых поименно, и согласился, мол – знаю, бывал, в «Таллине» по случаю его и приобрел. А сам думаю: видимо, бармену этому тоже пиджак предлагали, вот он и узнает его теперь, спустя немалое уже время. А узнает (продолжил я думать) потому что пиджак – красивый! И вот тут мужик этот меня просто убил. Не в физическом смысле, а словом.
Достаточно громко для того, чтобы стало слышно всему магазину, он пояснил, что когда-то у всех работников ресторана была форма. Черные брюки, черные туфли, и бордовые жакеты, которые к каком-то ателье специально заказывали. Большинство под окончательно закрытие ресторана форму успели пропить, а бармен этот – не пропил, потому как жакет у него кто-то из коллег спер. А теперь вот он его, до боли знакомый, наконец-то вновь повстречал – на моих плечах. И по каким-то там характерным потертостям и зашитостям моментально узнал.
Предполагаю что покраснел я как слива – таковой, по крайней мере, я себя ощутил – в плане расцветки кожного покрова. Влекомый невиданным доселе чувством стыда я выполз из магазина, по пути уже стягивая с себя уже бывший предмет моей гордости – превратившийся в «жакетик» пиджак. Мне хотелось сжечь его вместе с Виталиком, и желательно – напалмом.
Но не сжег. Разве что пиджак был повешен в комод, где ему было уготовано вечное пристанище. Но на этом «история современного костюма» не закончилась. Несколько лет спустя я подарил пиджак брату знакомой девушки, который собирался сочетаться браком, но не располагал подходящей для данного торжества одеждой. Видимо, такая уж участь была уготована этому «жакетику» — приносить людям радость и сопровождать в моменты счастья.
И в качестве бесплатного приложения к рассказу – несколько свежих рисунков:
Вопрос «что курил автор?» давно стал частью моей жизни — слишком регулярно его задают. К счастью, все чаще в комментариях появляются лично знающие меня люди и как могут отбиваются — мол, автор не курит, занимается спортом, устыдитесь — ну и так далее :)
А я сначала переживал из-за такого, а потом свыкся, что ли, и уже никак, практически, на вопросы подобного рода не реагирую.
Пара предложений о себе... Наверное, так:
Закончил РТРП по специальности математик-программист. С тех пор работаю с цифрами, и добавить об этой, не самой интересной стороне моей жизни мне нечего. Свободное время стараюсь тратить на творчество. На протяжении 2000-х делал статьи для российских изданий по околоавтомобильной тематике, затем неожиданно даже для себя переквалифицировался в сценаристы, параллельно — рисовал.
Волею судеб несколько рисунков, случайно опубликованных в Сети, вызвали бурный резонанс, и с тех пор за мной закрепилась сомнительная слава сумасшедшего (есть разные версии относительно происхождения моего вдохновения, но вышеозвученная — самая популярная) художника.
В 2007 году рисунки впервые удостоились типографского станка — чешский журнал о современном искусстве Umělec порадовал публикацией большой подборки картинок и сравнением с Сент-Экзюпери. Далее эстафету подхватил российский Esquire, где меня уже ни с кем не сравнивали, но все равно несказанно порадовали — самим фактом публикации в неглупом издании.
А вот мои работы:
С книжкой такая история получилась — я сделал несколько десятков экземпляров (на сколько денег успел скопить, столько и сделал), написал об этом в «Фейсбуке» у себя, и что тут началось!
Из России, Украины, Израиля народ начал писать. Потом из Чехии, Англии, Люксембурга, Штатов... даже вот в Австралию экземпляр уехал.
За неделю весь мой небольшой тираж по миру разъехался. Так что рекламировать пока, по совести говоря, нечего (разве что желающие могут написать на nozacem@gmail.com — там я регистрирую заказы, чтобы с будущим тиражом определиться). Короче, сейчас собираюсь с силами (и средствами) допечатать еще книжек.
А пока — свежие картинки:
Комментарии
своё видение)
Отправить комментарий