Пярну — от собора епископа до «нового» тевтонского города и смутных времён
Автор портала Tribuna.ee Дмитрий Цехановский продолжает цикл публикаций о городах Эстонии. В разгар туристического сезона он начинает рассказ о городе Пярну, который не только абсолютно по праву считается главным курортом страны, но и является летней столицей Эстонии.
Пярнуский порт несколько веков являлся важнейшим городским сооружением. Источник: medievalheritage.eu
В четвёртом по количеству жителей городе Эстонии Пярну по состоянию на начало 2021 года проживало 41 256 человек. По этому показателю он уступает только столице страны, Тарту и Нарве. История Пярну не менее интересна, чем у большинства городов Эстонии. Однако, если названия некоторых из них эстоноземельцы лишь изредка слышат в новостях, то на главном курорте страны хотя бы один раз побывал каждый.
Устье реки Пярну издавна заинтересовало человека, поскольку здесь есть все условия для отдыха от кочевой жизни. И удобный для рыбной ловли не очень глубокий морской залив, и полная той же рыбы река, и леса в которых можно охотиться и собирать различные растения, и поля, которые при желании можно возделывать. Первые найденный археологами о следы пребывания древнего человека в районе Пярну относятся примерно к VIII веку до нашей эры. О том, что рыбаки и охотники тогда поселились в устье свидетельствуют археологические находки 1967 года, сделанные на правом берегу реки в районе посёлка Пулли.
Археологи считают, что именно здесь в расположенном неподалёку от Пярну местечке Пулли находилась древнейшая стоянка человека на территории Эстонии. Источник: visitestonia.com
В дальнейшем же, с развитием торговли, здесь были проложены уже не только миграционные, но и купеческие пути. Однако, хотя люди жили рядом с Пярну и 11000 лет назад, первые современные поселения относятся всё-таки лишь к началу XIII века нашей эры. Самое же раннее письменное упоминание о порте в устье реки Пярну (Perona) датируется 1242 годом.
Город, именуемый в исторических хрониках Старый Пярну, был основан в 1251 году Сааре-Ляэнеским (Эйзельским) епископом Хенрихом I, который решил перебраться ближе к морю из своей резиденции в Лихула. На правом берегу реки по распоряжению епископа был построен кафедральный собор. Однако после освящения храм, именуемый в летописях церковью-башней, простоял здесь очень недолго — менее 12 лет. Уже 2 февраля 1263 года, после захвата и разграбления населённого пункта литовскими войсками, епископ принял решение о переводе места своей дислокации в Гапсаль.
На этом история епископского центра в Пярну (Перунове) закончилась. О нём долгие годы напоминал лишь сохранившийся в огне пожаров крест, ставший на несколько веков объектом паломничества эйзельской паствы, а в настоящее время перебравшийся на городской герб. Сам же город продолжил развитие, но уже на левом берегу реки под защитой Тевтонского ордена и под названием Neu-Pernau (Новый Пярну) или Эмбах.
Название города Пярну произошло от наименования местной реки, связанного с нижненемецким словом «липа». В дальнейшем в хрониках он фигурирует на разных языках как Пернау, Пернов, Пернава, в тевтонские годы упоминается название Эмбах (Embach), а во французском написании встречается даже Pernolin. Со средних веков различались два города — Старый Пярну (Vana-Parnu/Alt-Pernau) и Новый Пярну (Uus-Parnu/Neu-Pernau). Однако постепенно они слились в одно большое Пярну — в русском написании иногда Пер(у)нов (посвященный богу Перуну).
Орденский замок и Ганзейский город
По реке Пярну пролегал важный торговый путь на Русь — в сторону Пскова и Новгород. Именно поэтому Ливонский орден делал всё, чтобы закрепиться на этом месте. В 1265 году магистр Ливонского отделения Тевтонского ордена Конрад Ван Мандерн не только распорядился построить здесь замок, но и выделил треть доходов, получаемых владельцем земли, на обеспечение и развитие города. Это позволило населённому пункту довольно быстро расти.
Рисунок главного здания орденского замка Пярну, сделанный в начале XX века на основе исторических летописей. Источник: городской музей
В 1318 году незамерзающий порт и привлекающий всё большее число новых жителей город вновь обратили на себя внимание Рижского магистра. Теперь он увеличил до половины доходов участие собственника земли в создании города, а также лично выступал в качестве арбитра между ним и горожанами. Кроме того, вскоре Эмбах не без поддержки рижской власти вступил в Ганзейский союз.
После смерти в декабре 1437 года магистра Ливонского ордена Хейнриха Шунгеля на утверждение магистру Тевтонского ордена были представлены две кандидатуры. Выборы происходили на Пасху 1438 г. Рейнландцы избрали своим кандидатом Ервенского фогта Нотлебена, а вестфальцы венденского комтура Хейденрейха Финке фон Оверберга. Магистр Тевтонии послал в Ливонию своих представителей, которые объявили Нотлебена магистром, а Финке – ландмаршалом.
Однако Финке самовольно принял на себя обязанности магистра Ливонского ордена. В июле 1438 года он созвал в Эмбахе лансдаг, который, вероятно, проходил в орденском замке. Здесь, по его настоянию, был отвергнут присланный тевтонским гроссмейстером проект устава для ливонского ордена. Далее на ландтаге, прошедшем в Валке 4 октября 1438 году, все сословия признали Финке магистром, присягнув ему на верность.
В дальнейшем Пярну ещё раз сыграет небольшую роль в смене магистров Ордена. 19 ноября 1483 года в Вендене (ныне – Цесис) был смещен с должности магистр Бернхард фон дер Борх. Согласно хронике, он не противился, согласился на все условия, передал власть ревельцу Иоанну Фрейману фон Лоринговену, но выговорил себе дозволение провести остаток своих дней в Пернове, где и умер в 1486 году.
В конце XIV — начале XV веков система городских укреплений Эмбаха составляла с замком единое целое. Башни под номерами 4 и 5 были частью форбурга орденского замка, а башня номер 10 – это сохранившаяся до наших дней Красная башня. Источник: medievalheritage.eu
Окрестности Пярну регулярно подвергались вторжениям со стороны Литвы, Московии, Дании и Швеции. Например, в сентябре 1561 года литовский гетман Радзивилл в взял Тарвасту. В ответ на этот русский князь Петр Серебряный с Василием Глинским пошли на Радзивилла, разбив его близ Пернова и разорили до основания покинутый литовцами Тарвасту. Вскоре же через Пярну проехал с женой шведский герцог Иоганн (будущий король Юхан III), возвращавшийся после свадьбы в Финляндию, знакомясь по дороге с приданым супруги в виде ливонских замков.
Расцвет Эмхаха в составе Ганзейский союза продолжался до конца XV века, когда русский царь закрыл его новгородскую контору, оказав тем самым значительное влияние также на транзитные регионы в числе которых был и нынешний Пярну. Однако город продолжал входить в Ганзу, сохранив через неё базовую основу для развития ремесел, а также получая иногда поддержку местной власти и образовательных учреждений. Весь XVI век основным элементом экспорта из Пярну было зерно, которое привозилось в город из близлежащих регионов Ливонии, а из Амстердама и других портов шли импортные поставки овощей и фруктов с центрально-европейского рынка.
Смутные времена XV-XVII веков
Вторая половина XV века стала в регионе беспокойным временем. Окрестности Пярну регулярно подвергались вторжениям со стороны Литвы, Польши, Московии, Дании и Швеции. Например, в сентябре 1561 года литовский гетман Радзивилл захватил расположенный неподалёку Тарвасту. В ответ на это русский князь Петр Серебряный с Василием Глинским пошли на Радзивилла, разбив его близ Пернова и разорили до основания покинутый литовцами Тарвасту. Вскоре же через Пярну проехал с женой шведский герцог Иоганн (будущий король Юхан III), возвращавшийся после свадьбы в Финляндию, попутно знакомясь с приданым супруги в виде ливонских замков.
Далее уже в ходе Ливонской войны 1573-1575 годов русские войска штурмом взяли Вейсенштейн (ныне — Пайде), а затем принудили к сдаче и Пернов. В хрониках отмечается, что местные бюргеры «очень опасались осады и потому сами сожгли все дома за городом». Русские войска же ночью лишь подожгли несколько немецких кораблей и прошли мимо. Город был сдан им уже позже.
Из новгородских приказов 1575 года: «Зимою посылал государь под Колывань наместника юрьевского князя Шейдякова, а велено воевати от Ракобора (Везенберга) к Колывани, и Асельские места, и Падцынские, к Кеги, Падежу, Касту, Филку, Викели, Лоду, Леалу, Пернову, Руину, Гельману, Эрмису, Буртнику, куда лучше и просторнее….
Под Пернов посылал государь царя Симеона Бекбулатовича, да царевича Мих.Кайбуловича в большом полку боярина Никиты Романовича»
Известно также о набеге на Пернов 1577 года. Тогда отряд немцев и их союзников напал в старом Пернове на русский гарнизон и немцев «присягнувших московиту», а пленных привез в Ревель. В 1578 году через Пярну на нескольких кораблях прошло направлявшееся в Москву датское посольство во главе с Якобом Ульфельдтом, который в своих воспоминаниях отметил, что русские рядом с городом вели столкновения со шведами. Однако по условиям мирных переговоров 15 января 1582 года в Ям-Заполье шведы были вынуждены отступить от Пернова, который осаждали полгода. Этим сразу воспользовались поляки, которые и заняли город.
Макет средневекового города Пярну, представленный в городском музее. Фото: ok.ru
В 1582 году польский король Стефан Баторий новой конституцией изменил устройство и порядок управления Ливонией. Было учреждено епископство венденское (цесисское), а король сохранял за собой должность наместника. Он учредил новую должность провинциального квестора (казначея) для сбора податей. Все ливонские земли были поделены на три президиата: венденское (цесисское), дерптское (тартуское) и перновское, с подразделением их на капитанства (гауптманства, уезды). В 1583 году. дворяне и бюргеры, Пярну, надеясь на возвращение своего имущества и привилегий, послали в Ригу делегацию к королю Стефану, но добиться своего не смогли.
Однако вскоре польское владычество над городом закончилось. Польско-шведская война на рубеже XVI-XVII веков завершилась в Пярну и его окрестностях в пользу скандинавов. С 1562 по 1617 год город шесть раз переходил из рук в руки, пока, в конце концов, здесь окончательно не установилась новая власть. После этого Пярну почти на столетие стал шведской крепостью. Были предприняты немалые усилия для того, чтобы оборонные сооружения соответствовали времени, поскольку то, что было построено во времена Ливонии, уже не выдерживало штурма современной армии…
C XVII по XXI век город Пярну под разными названиями будет входить в состав Швеции, Российской империи, Советского Союза и Эстонии.
Шведский Пярну — крепость с бастионами и голландские предприниматели
Вторая часть статьи о Пярну, посвящённая шведскому этапу в развитии этого курортного центра страны
Гравюра Пярну на рубеже XVI-XVII веков. Из «Книги Марсовой» Петра Великого.
Шведская власть после противостояния с Речью Посполитой, длившегося более полувека, окончательно установилась в Пярну лишь в 1616 году. Получив город под свою корону шведские правители приняли решение об укреплении крепости, поскольку она явно устарела в свете совершенствования атакующего потенциала армий.
Из-за длительных военных действий численность населения города с середины XVI века сократилась более чем в два раза. Если по переписи населения 1541 года в Пярну проживало около 1200 человек, то шведы получили в своё владение населённый пункт с менее чем 400 жителями.
К началу XVII века окончательно стёрлись границы между Старым и Новым Пярну. Кроме того, по плану, утверждённому шведским королем Карлом XI в состав города вошли территории, позволившие ему увеличиться более чем в два раза. В центральной же его части началось строительство крепости с современной бастионной системой.
Красная башня — один из немногих сохранившихся до сегодняшнего дня элементов Старого Пярну. Фото: Visitestonia.ee
По проекту Пауля фон Эссена, который с 1696 года станет губернатором Ливонии, были не только возведены крупные земляные укрепления вокруг городских стен, но и появилась возможность размещения артиллерии в бастионах. С 1679 года фортификационными работами в Пярну занимался сам Эрик Дальберг. Этот военачальник, дослужившийся до звания фельдмаршала, считается также одним из лучшим инженеров-фортификаторов Швеции.
С 1674 года почти четверть века Дальберг был генерал-директором в королевском военном ведомстве, посвятив часть своей карьеру укреплению городов. Также он занимал руководящие посты во многих известных шведских крепостях — Гельсингфорсе (Хельсинки), Нарве, Дюнамюнде и Риге. Остался в истории Дальберг и как архитектор. Ратуша города Йёнчепинг и некоторые здания в Бремене и Вердене, где он по несколько лет губернаторствовал, были спроектированы Дальбергом лично.
Схема укреплений крепости Пярну и один из её создаталей — Эрик Дальберг. Коллаж автора
Пярнуская крепость шведских времён, возведённая по проектам фон Эссена и Дальберга, не только существенно увеличилась, но и стала значительно неприступнее. Помимо бастионов, которая выступали от стен примерно на 170 метров, появились два равелина, получившие довольно романтические названия — «Моргенштерн» («Утренняя звезда») и «Абендштерн» («Вечерняя звезда»). Бастионам же были даны по названиям от планет септенера — семи известных в древности планет, видимых невооруженным глазом. «Venus» (Венера), «Luna» (Луна), «Mercurius» (Меркурий), «Jupiter» (Юпитер), «Soll» (Солнце), «Mars» (Марс) и «Saturnus» (Сатурн).
В расположенной в устье Даугавы (Северной Двины) крепости Дюнамюнде (ныне – приморский район Риги) экскурсоводы рассказывают легенду о том, что Эрик Дальберг вдохновился на астрономические названия бастионов в одной из морских поездок, когда он вместе с коллегами-фортификаторами пил ночью вино прямо из откупоренного бочонка. Глядя на звёздное небо над головой, и были придуманы имена будущим бастионам. Так это, или нет – не известно, но во многих крепостях, которые Дальберг проектировал, использовались наименования объектов, связанные со звёздным небом.
Так по реконструкции Карла фон Левис оф Менара выглядят возникшие в шведское время бастионы. Источник: castle.lv
В крепости, которая теперь по форме напоминала семиконечную звезду, от Орденского замка остались три башни — Северо-Западная, Северо-Восточная и Красная. Центром укрепления было место, где сейчас располагается Детский парк на улице Рюйтли. С северной стороны вдоль реки сохранялась немного укреплённая старая городская стена. Кроме того, дополнительную защиту теперь обеспечивал широкий ров с водой. В новую крепость можно было попасть через трое ворот — Рижские, Водяные и ворота Карла Густава, которые с 1710 года более известны, как Таллинские.
С точки зрения экономики, значительный вклад в развитие Пярну внесли голландцы, которые получили от шведских властей право на реализацию своей продукции в городе. Осуществлённые ими проекты по отправке через городской порт древесины и созданию лесопильных заводов с ветряными мельницами привлекли в Пярну и его окрестности новых жителей. Да и городские власти получили немало налоговых поступлений от основанных выходцами из Нидерландов предприятий.
С 1699 по 1710 год в Пярну базировался, перебравшийся из Дерпта (Тарту) протестантский университет (Academia Pernaviensis), который историки часто называют первой версией нынешнего Тартуского университета. Фото: сайт ТУ
На рубеже XVI и XVII столетий началась Северная война к которой Швеция в Пярну успела неплохо подготовиться. Было окончательно закончено строительство крепости с бастионами. И хотя в отличии от тех, которые возводились в Нарве и Ревеле, пярнуские бастионы были без казематов и пониже – город вполне мог выдержать осаду. Если со стороны реки артиллерия на валу стояла в один ярус, то со стороны суши позиции были спроектированы в два яруса. Интересно, что в финальной стадии строительства крепости впервые на территории Эстонии была применена голландская методика. Вдоль внутренней стороны рва у подножья между бастионами была оставлена полоса земли с небольшим валом (фоссебрея), на которой могли располагаться либо дополнительные орудия, либо стрелки.
20 сентября 1700 года в Пернау прибыл с флотилией в составе девяти кораблей и двух фрегатов шведский король Карл XII. Существует городская легенда, что главе шведского государства так понравилась гавань, что он сильно поспешил высадиться на берег и чуть не погиб. Рассказывают, что Карла XII спас генерал Ренильд. А ведь, если бы шведский король погиб в Пярну, то история Европы могла бы пойти совсем по-другому…
Сохранившиеся до сегодняшнего дня Таллинские ворота, которые в шведское время назывались воротами Карла Густава. Фото: Tripadvisor.com
В городе под личным контролем главы шведского государства была реорганизована система управления. Помимо смены бургомистра Пярну, глава государства изменил и всю структуру власти и городской жизни на военный лад, а затем продолжил свой поход. Местный же гарнизон остался дожидаться прихода русских войск, дабы с честью отбить их атаки.
В 1702 году городской гарнизон пополнили остатками конницы шведского генерала Шлиппенбах после поражения при мызе Гуммельсгоф, нанесенного отрядом под командованием генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. Однако сам город русские военачальники ещё несколько лет по-прежнему оставляли в покое.
В 1704 году Шереметев писал Петру I: «Больше того чинить разорения нельзя и всего описать невозможно; от Нарвы до границы считают восемьдесят миль, а русскою мерою будет более 400 верст, и Бог знает, чем неприятель нынешнюю зиму остальные свои войска прокормит. Может, ваше величество рассудит; только остались целыми Колывань, Рига и Пернов…».
Лишь в июле 1710 года, когда Шереметев с основной частью русского войска осаждал Ригу и Денимюнде, пришёл черёд и Пярну. Город блокировал генерал-поручик Боур с шестью драгунскими полками. В это время гарнизон и жители города страдали от эпидемии чумы, поэтому Боур не стал сразу штурмовать стены, а потребовал капитуляции от коменданта. Русские же артиллерийские батареи были установлены на северном берегу реки Пярну напротив бастионов «Сатурн» и «Венера», дабы осаждённые понимали серьёзность намерений.
Полки Боура подошли к городу в конце июля, блокада была замкнута 22 июля, а 14 августа город сдался после нескольких показательных залпов со стороны российских артиллеристов, так и не оказав сопротивления. Гарнизон Пернау первоначально составлял около тысячи человек, однако большая его часть умерла от чумы. Из крепости вышли лишь 120 солдат и офицеров. Историки пишут, что «войдя в город, русские войска обнаружили 183 пушки, 14 мортир и 4 гаубицы».
Схема Пернавской крепости в 1710 году с указанием местонахождения русской артиллерии на другой стороне реки. Источник: estwar.ee
После взятия крепости городу вернули русское название Пернов. Шведский комендант полковник фон Швенгель вместе с остатками вверенного ему гарнизона присягнул русскому императору. Исключение составили лишь некоторые артиллеристы, которым дали возможность уйти в остававшийся тогда ещё шведским Колывань (ныне – Таллинн).
Число жителей самого города на момент когда он стал русским, сначала де-факто в 1710 году, а затем де-юре в 1721 году после Ништадского мира, составляло около 2000 человек. Началась часть истории Пярну (Пернова) в составе Российской империи, продолжавшаяся более двух столетий.
О том, как город Пярну стал сначала русским, а затем эстонским, популярным курортом, читайте в следующей части публикации.
Комментарии
200 лет был Пернов. Я уже привык, зачем менять то название?
Отправить комментарий