Работница мясного прилавка – о тяжелой работе, невозможности воровства и просроченном товаре
В очередной рубрике «Личный опыт» в еженедельнике «МК-Эстония» работница мясного прилавка торговой сети рассказала, какой это адский труд, почему воровать почти невозможно и есть ли в продаже просроченный товар.
В мясной отдел я попала случайно – начала искать подработку, потому что на пенсию не разбежишься, узнала, что торговые сети охотно нанимают персонал. Думала, что буду тихонько себе работать в зале, раскладывать товар, но получилось иначе. Меня поставили, пожалуй, на самую сложную работу – за мясной прилавок. То есть все колбасы, сосиски, нарезки, рыба, кулинария – все на мне. Сколько километров приходилось проходить за смену, я не знаю, но хромаю до сих пор.
Со стороны все кажется легким и простым: стоишь себе за прилавком, нарезаешь клиенту колбасу, взвесишь рыбки, и свободна. На самом деле, текучка тут страшная, люди часто попадают на больничный, ноги, спина, шея – то, что начинает болеть после этой работы. За смену иногда даже паузой воспользоваться не всегда получалось.
Утро начинается
В 6:30 нужно быть на рабочем месте. Начинается смена. Достаем из холодильников товар, раскладываем его на прилавке. Нарезаем колбасы. Сколько килограммов приходится перетаскать – тоже сказать сложно, но много.
Дальше нужно собрать машину-слайсер, ту самую, которая нарезает колбасу. Новичку крайне трудно это сделать, одна неправильно оставленная деталь, и аппарат не будет работать. У меня один раз так и было – я все собрала, а она вдруг начала резать в обратную сторону. И за помощью обратиться иногда не к кому – часто бывает так, что ты в смене один, напарник не вышел.
Приходится отвлекать от работы коллег из других отделов, а у них полно своей работы.
Для рыбы нужно насыпать лед, затем ее выложить на прилавок в определенном порядке, а не как твоя фантазия диктует. Вот в такой беготне проходят несколько часов до открытия, и затем начинается основное веселье.
О покупателях
Прилавок этот очень длинный. Кулинария на одной стороне, рыба – на другой. Клиента это не волнует – ему нужно взять курицу, 343 грамма колбаски, а потом еще рыбу. Вот эту. Нет, лучше эту. Или вон ту – она пожирнее. Разумеется, я бегаю – сначала курица, коробочка, весы. Потом колбаса, слайсер, коробочка, весы. Потом рыба, нет, не та рыба, вот эта, нет, вот та, что пожирнее, пакет, весы.
Постоянно нужно наклоняться «в прилавок» – клиент же показывает, что конкретно ему нужно, а мне, соответственно, нужно это достать. Униформа – это закон, но козырек на голове – проклятье. Я невысокая, поэтому, наверное, это мое личное отношение. Но он закрывает обзор, стукается о края прилавка, в общем, нервирует.
Покупатели в большинстве своем очень милые люди.
Эстонцы, видя, что я говорю с акцентом и не совсем правильно, спокойно переходят на русский, очень приветливы и вежливы.
С русскими иногда смешно было – во первых, они почему-то любят общаться с продавцами на ломаном эстонском. Причем мы оба видим, что русские, но продолжаем ломать языки. А пару раз до абсурда доходило, прямо спрашивали, а что, можно по-русски? Честно говоря, шок был. А почему нельзя?
Неадекваты тоже попадаются, но их очень мало. Одна дама постоянно приходила, выбирала курицу. Брала пакетик, через 10 минут возвращала. И так по пять раз. Причем постоянная клиентка, к ней привыкли. Но в целом приятно то, что большая часть покупателей приветливые и спокойные люди.
О воровстве
С воровством в крупных торговых сетях очень жестко. Везде камеры, везде следят. Украсть что-то нереально. На моих глазах было два случая. Один раз работница на складе съела котлету. Ее тут же поймали, были разборки, но не уволили на первый раз. А еще один раз парень стащил пакетик с фрикадельками, удрал в туалет, съел, и на выходе его приняли. Нашли пакетик, показали видео. Уволили со дня.
Я за все время даже пальцы ни разу не облизала, не говоря уже о том, чтобы кусочек съесть. Тут действительно строго, а вылетать за кусочек курицы нелепо.
Все истории про то, что продукты с истекающим сроком годности моют, красят или пускают в салаты – бред.
По крайне мере в той сети, в которой я работаю. Мы очень жестко отслеживаем все даты, продукция сегодняшним сроком реализации к вечеру утилизуется подчистую. Ее собирают, отправляют под пресс и затем в мусор. Бездомным и неимущим не выкладываем ничего – это запрещено.
Что интересно, при таком обилии всевозможной еды, я ни разу не видела в магазине ни крыс, ни тараканов, а ведь имею возможность видеть все «с изнанки».
О коллегах и условиях
Коллектив нормальный, хотя в моем отделе текучка страшная – тут сложно выдержать. Во-первых, график. Во всех крупных сетях он достаточно неудобный. Например, составляется расписание на следующий месяц, я говорю, какие дни мне точно нужны свободными, начальство это учитывает. Но дальше везение заканчивается – тебя ставят в смены так, как удобно, и выходные дни часто бывают именно на рабочей неделе. Был один месяц, когда свободный день выпал на выходной только один раз.
Со сменами и условиями работы тут неплохо – что ни говори, а такие сети предлагают неплохой социальный пакет. Смены все в рамках законодательства, самая длинная 8–9 часов. За этот день ты имеешь 30 минут перерыв и две паузы по 15 минут. Если смена короче, то один перерыв и одна пауза. Очень неудобно, если смена выпадает на промежуток с полудня до вечера, получается, что не успеваешь ничего дома сделать,
ни пообщаться с домашними, ни поесть приготовить, ни убрать. Но это специфика больших сетей, нужно привыкнуть.
Но зато с больничными тут нет никаких проблем: надо – пошел, взял, отлежался и вернулся. А болеют тут часто. (Я про свой отдел говорю.) Нам же постоянно нужно в холодильники бегать, а это не домашние агрегаты, это большое помещение. Там часто очень простывают. Ну и «профессиональные» болячки: ноги, спина, шея... Я в возрасте уже, бегать вдоль этого прилавка, даже работая на полставки, крайне сложно.
Хотя некоторые сачкуют – уходят на больничный просто так, но осуждать никого не берусь, работа действительно трудная и изматывающая.
О зарплате и скидках
Зарплата тут небольшая. Чуть больше трех евро в час «грязными», а работка не сахарная совсем. Знаю, что если пройдешь специальное обучение и сдашь экзамены, тебя поощрят повышением зарплаты. Но фактически это повышение на какие-то центы, оно совсем незначительное.
Правда, работники сети имеют льготы – при покупке товаров в нашем магазине мы получаем скидки. И довольно неплохие, конечно, не по 50 процентов, но все равно это приятно.
Вечерние хлопоты
Под конец рабочего дня пленка отматывается назад. Товар собирается с прилавков, убирается в холодильники. Это еще ничего. Хуже, когда надо работать с упаковками из глубокой заморозки: за день покупатели переворошат все что можно в попытке достать упаковки из тех, что дальше всех (считается, что они сильнее всего заморожены), а мы должны это все снова рассортировать и разложить.
Разбирается и моется слайсер. Моется и убирается прилавок. Появляется фирма-уборщик, обслуживающая магазин. Помню, валялась какая-то упаковка в дальнем углу, я ее специально не стала поднимать, решила проверить, как убирают. Так эта упаковка неделю валялась, пока я не обратила внимание уборщицы – она просто в тот угол даже не заглядывала. Теперь, кажется, моет все.
Комментарии
Да какие они русские ,они уже не русские если до последнего пытаются с русским продавцом говорить по эстонски, это отбросы русской нации. Да продавцам можно только посочувствовать, так как работа у них тяжёлая и эмоцианально тоже.
Не стоит путать русскоязычных с россиянами.
Отправить комментарий