Русские Эстонии: удирать пора ребята?
Пишет Дмитрий Кириллович Кленский, писатель, журналист, общественный деятель из Эстонии: Всё больше тех, кто думает о бегстве, вспоминая совет русофобов «Чемодан, вокзал, Россия». Заочное общение с побывавшей в Нарве после сноса танка-памятника экс-президентом ЭР Керсти Кальюлайд, предложившей диалог с русскими в интервью с журналистами на портале rus.DELFI.ee
Скриншот с сайта Rus.Delfi.ee
Рвущаяся в политику экс-президент Эстонии Керсти Кальюлайд сразу после сноса танка-памятника под Нарвой нанесла в приграничный русскоязычный город визит, призванный утешить пребывающих в унынии нарвитян.
Портал rus.postimees.ee цитирует её: «Перенос нарвского танка было правильным решением. Однако мы должны понимать, что в результате этого в воздухе Нарвы действительно присутствует некоторая доля испуга, довольно много грусти».
Боже, какая эмпатия! Правда, сравнимая с тем, как, если бы педофил, убивший ребёнка, утешал его родителей. У меня были аналогичные с нарвитянами чувства, когда устроили возню с «Бронзовым солдатом», когда крушили его. Потому что мой дядя, родившийся и живший в межвоенной Эстонии, правопреемный гражданин ЭР, погиб в октябре 1944 года у деревни Винтри на полуострове Сырве на острове Сааремаа, и выходит для того, чтобы русофобская нечисть могла глумиться над ним, всеми погибшими бойцами Эстонского стрелкового корпуса Красной Армии. В том числе и над нами, их потомками.
Ещё тот «патриот», цвет нынешней эстонской элиты Андрус Ансип до сих пор не удосужился извиниться, например, передо мной, за преднамеренно ложные обвинения в организации им же допущенных массовых беспорядков перед сносом «Бронзового солдата». И не удивлюсь, что скромная памятная доска, посвящённая неудачному десанту у деревни Винтри тоже будет снесена по велению засекреченной (значит, есть кому-то бояться за своё деяние) правительственной комиссии по утилизации «красного наследия».
Я верю и знаю, что эстонцев в большинстве своём искренне отталкивает советская символика, как, неприемлемая, если и не враждебная, то всяко чужеземная. Тем более танк, образно говоря, воевавший в 1944 году против служивших в 20-й дивизии СС эстонцев на рубеже Танненберг, в Синимяэ или на юго-востоке Эстонии, у истоков реки Вяйке Эмайыги. Раздражает эстонца не только памятник-танк, но и советский истребитель, даже без красных звёзд. Объективно многое объясняет разность в ментальности эстонцев и русских, их принадлежность к разным цивилизациям (западная и российская), граница между которыми проходит как раз по реке Нарове.
И всё же, учитывая терпеливость и сдержанность, как важные черты эстонского характера, нынешнюю истерию вокруг «красных» памятников, их демонизацию, в значительной степени объясняет сознательное зомбирование населения властью, политической элитой страны, для которых «русский вопрос» остается палочкой-выручалочкой во внешней и внутренней политике. Политики живут за счет вмешательства в имеющие место в обществе противоречия, а легче всего инициировать общественное напряжения в межэтнических отношениях людей.
Иногда думаешь, если бы «русского вопроса» в Эстонии не было, то его надо было бы придумать. Но русофобам надо понять, что, если в ближайшей перспективе избавиться от русских невозможно, то с этим надо смириться, и, не имитируя толерантность, не вторгаться в чужой монастырь со своим уставом, а позволить русским жить своей жизнью, своими традициями и привычками. То же касается русских в отношении эстонцев. Единственное, что обязательно для русских, как и эстонцев – законопослушность. Это только и гарантирует граждансrий мир.
Нарушение такого паритета как раз и приводит к межэтническим проблемам и конфликтам. В восстановившей независимость Эстонии стабильность межнациональных отношений нарушала только эстонская сторона, в том числе и в истории с «Бронзовым солдатом».
Нынешняя борьба с «красными памятниками» – из той же оперы. Выход прост – пока в обществе сохраняются два взгляда, две правды относительно принцbпиально спорных тем, лучше не навязывать другой стороне свое видение. Сблизит позиции только время, не зря говорят: перемелется, мука будет. Но всё это при безусловной законопослушности и борьбе с несправедливостью только в рамках закона.
В Нарве утешение униженных и оскорблённых снова обернулось агрессивным «окучиванием» нарвитян с меркантильной целью их «эстонизации». Это подтверждают и журналисты русофобского портала RusDelfi, задавшие высокой нарвской гостье на удивление острые вопросы о том, «зачем бывший президент приехала в Нарву, можно ли считать страну демократичной, если у людей не спрашивают их мнение, почему танк убрали именно сейчас и как не продление ВНЖ российским студентам может помочь Украине выиграть войну».
Стоит не только повторить, но и прокомментировать, так сказать по косточкам, ответы миссионерки-эстонизаторши Керсти Кальюлайд. Тем более, что призыв к диалогу задним числом, для нынешнего правительства и Президента ЭР, всё равно, окажется монологом, а, если и диалогом, то с послушными «карманными русскими».
Дельфи: ... Вы в пограничном городе...
Кальюлайд: «Я не ощущаю, будто сейчас нахожусь в пограничном городе. Чувствую себя точно так же, как ощущала бы себя в Ряпина, в Муствеэ или где-нибудь ещё в Эстонии...»
Комментарий: Где логика, если в этом же интервью Керсти Кальюлайд попрекнула Нарву и нарвитян: «Не только Таллинн должен говорить, что Нарва – часть Эстонии, но и Нарва должна показать, что ей можно доверять». И ещё примечательна бестактная категоричность:«должна». Возможно поэтому и переименовали это интервью, отказавшись от первоначального варианта: «Керсти Кальюлайд: не только Таллинн должен говорить, что Нарва – часть Эстонии, но и Нарва должна показать, что ей можно доверять». Правда замена на новый напоvнило о том, как шило на мыло меняют. Как вам это: «Керсти Кальюлайд: это Путин забрал танк, а не Кая Каллас».
Дельфи: В чем именно цель вашего визита сейчас?
Кальюлайд: «Пообщаться с людьми, чтобы узнать, как на них повлияла война в Украине. Когда ты русский, это не очень хорошая «табличка», как, например, это было для немцев в 1939 году, живущих где-нибудь в Америке. Это всё история. Она не должна влиять на наши текущие жизни. И мне кажется, это как раз то, о чём нам стоит сейчас больше всего говорить».
Комментарий: Во-первых, в 1939 году США прославились своей симпатией к нацистам, особенно с их антисемитизмом. Во-вторых, возмутительно сравнение нелюбви к немцам той поры с русскими в связи с современной ситуацией на Украине (об этом подробнее – ниже). В-третьих, получается, что «сейчас стоит больше всего говорить», чтобы русских перестали сравнивать с немцами за их причастность к гитлеровской Германии, а нарвитян и русских Эстонии вообще, за их причастность к «Путинской России».
Это серьёзно? Впрочем, давайте поговорим. Тем более, что в Латвии об этом заговорили латыши-русофобы: «Следующей зимой европейцев (нас!) будет согревать не российский газ, а возможность наблюдать, как русских упаковывают в вагоны, ящики или колонны для отправки в Россию, пишет Арнис Клуйнис в «Неаткариге».
Дельфи: «Вы написали в своем посте, что «большинство из нас выбирает свободу, права человека, демократию». Однако в том, что случилось 16 августа (дата сноса танка Т-34 – прим. автора), нарвитяне никакой демократии не увидели. Их мнение не спросили, свободно выбрать, где будет находиться танк, не дали. Это точно свобода и демократия?»
Кальюлайд: «На самом деле, да. В Эстонии постоянно принимаются решения, которые мне не нравятся... Но это демократия, потому что большинство так решило.И если правительство Эстонской Республики приняло такие решения, значит, они опирались на демократические процессы, значит, решения легитимны. Владимир Путин сотворил гораздо более ужасные вещи по сравнению с тем, что у нарвитян забрали танк».
Комментарий:Начну с конца.Во-первых, про Путина. Это напоминает анекдот брежневской эпохи, когда американец говорит советскому человеку, что социализм это плохо, получает ответ: «А у вас негров линчуют». Во-вторых, само принятие решения правительством вовсе не означает, что оно автоматически демократичное, да ещё и легитимное. Даже только-только принятый закон может быть отклонён Президентом ЭР. Так что это утверждение – словесная аберрация, если не абракадабра. В-третьих, названные решения, как раз предварительно обсуждались, но только эстонской стороной. В четвёртых, а как же демократический принцип уважения меньшинства? В пятых, чего же теперь задним числом обсуждать содеянное, коль власть заявила, что «красные» памятники убраны «навсегда». То есть, обсуждение превратится в уговор принять позицию только одной – эстонской стороны. Выходит, русские – некий довесок общества. Такое отношение к ним попахивает расизмом, пусть и «мягким».
Кальюлайд /Продолжение ответа/: «... вижу, что нарвитяне связывают память о Второй мировой войне с лишениями, но я очень извиняюсь... История повторяется: советский рубль обесценился, произошла инфляция, и эстонские пенсионеры не винили в этом советскую экономику, а винили отца Каи Каллас – Сийма Калласа, президента Банка Эстонии. Когда на смену пришли кроны, выяснилось, что советский рубль обесценился, а винить кого? Не Горбачёва, а Сийма Калласа. Так что сейчас так же виноват Путин в том, что значение исторических памятников поменялось... Он забрал у всех русских, у людей из Восточной Европы заработанное в свете событий Второй мировой войны уважение. Так что, это Путин забрал, а не Кая Каллас».
Комментарий: Во-первых, о каком уважении к СССР говорит Керсти Кальюлайд, когда вся официальная Эстония с придворными СМИ давно уравняли Гитлера со Сталиным. Во-вторых, нарвитяне изображены какими-то недотёпами, «совками», которые живут сами по себе, неспособные шагать в ногу со временем. Если даже так, то виноваты в этом те, кто 30 лет правил Эстонией и финансировал, причём преднамеренно, развитие Нарвы и русскоязычного уезда Ида-Вирумаа даже не по остаточному приницпу, а, образно говоря, на грани «голодного пайка». В-третьих, о, якобы, новом после Украины «значении исторических памятников» – это ложь, «красные памятники» в Эстонии давно были бельмом на глазу. Сегодня, сваливают вину только на политику Путина на Украине, хотя как сказал специалист по «бронзовым ночам» Андрус Ансип и вопрошал в передача ЭТВ+ «Кто кого?» ведущий Андрей Титов, оккупационные памятники надо было убрать давным-давно. Так что Украина стала лишь удобным поводом и предлогом для экзекуции нарвского танка-памятника и других «красных» мемориальных досок, памятников, монументов в Эстонии. И в четвёртых, предлагаю Керсти Кальюлайд своё представление о «путинской агрессии на Украине»:
Особое мнение для прозападных этнократов-русофобов
Подоплёка конфликта между РФ и Украиной. Это «тектоническое» столкновение Запада – давно и поныне системно благоденствующего за счёт ограбления остального мира (отсюда во многом фора в его развитии перед Востоком), с одной стороны. С другой – Востока, который предлагает равноправное сотрудничество между всеми странами. Запад ещё очень силён, отсюда и гонор в противостоянии с Россией и Китаем, Индией.
Идёт война между сторонниками однополярного мира со сторонниками многополярного мира. Поэтому те, кто говорят об агрессии России на Украине, делают всё (поставки военной техники, например), чтобы конфликт продолжался, что как бы имитирует новую мировую войну, а значит и все сопутствующие процессы (например, их бешеные доходы от военных расходов в время войны, обнуление довоенных долгов победителей).
Признаки мировой бойни и в том, что в «войнушке» на Украине на самом деле, пусть опосредованно, участвует огромное число стран. Хотя реально, мировой в «физическом» смысле эту войну ещё назвать в традиционном понимании можно условно (страны, покровительствующие Украине в боевых действиях официально не участвуют). В результате, и волки сыты, и овцы целы. Кроме Украины, конечно. И России, которой предстоит её обустраивать.
Вину за это несут все страны, пусть они и косвенно (как и Эстония) участвуют в военном конфликте на Украине. В меньше степени в ответе и Россия, причём, прежде всего, за то, что позвjлила довести ситуацию до 24 февралz 2022 года.
Её, кстати втянули в войну и надо в этом отдать Западу должное, ибо Кремль юридически безупречно обосновал свою специальную военную операцию, которую психологически однако, то есть в глазах миллионов обывателей на Западе, восприняли, как развязывание конфликта именно Россией. Западная пропаганда ловко сыграла на этом, представив картину столкновения шиворот-навыворот.
Участие РФ в событиях на Украине названо «специальной военной операцией», она действительно отличается от войны в понятиях международного права. Более того, юридически действия РФ весьма корректны. Ведь до конфликта РФ признала ДНР и ЛНР, заключила военные соглашения с ними о взаимопомощи, а Украина продолжала обстреливать Донбасс, где к тому уже проживает почти миллион граждан РФ, которых Россия обязана была защитить по Конституции.
Так что отпор РФ с ДНР и ЛНР был ответным ударом. Тем более, что стали известны документы, подтверждающие планы нападения Украины на Донбасс и подалее. Россия упредила Киев и НАТО. Как говорил Путин: на Лиговке в Ленинграде в годы его молодости действовало правило: если драка неизбежна, бей первым.
Однако Запад с громадным успехом использовал СМИ для общемировой пропаганды, которая ни словом не обмолвилась о том, почему и как воинские подразделения России вошли на Украину. Были закрыты глаза на очевидное – полную готовность Киева напасть на союзников РФ – ДНР и ЛНР, с которыми у РФ был заключен договор о военной помощи и имевший такой же смысл, как статья 5 Устава НАТО – принцип коллективной обороны. Обстрелы Донбасса все предшествовавшие 24 фераля 2022 года заставили РФ, ДНР и ЛНР дать отпор.
ИТОГ. Суть событий на Украине – обеспечение Россией своей безопасности в условиях начавшегося глобального столкновения между Западом и Востоком за сохранение статус-кво для Запада и создание многополярного мира для Востока. Предложение Путина в конце 2021 года, адресованные НАТО и Западу, о мирном решении проблемы безопасности РФ, Запад высокомерно отверг.
Так что ж, теперь Западу рвать и метать. тем более, что Запад снова (вспомним, тевтонов, поляков, Карла XII, Наполеона и Гитлера) открыто вознамерился покончить с Россией (что не скрывается)?
Вот такое мое понимание неубедительности обоснования переноса «красных» памятников трагедией украинского младогосударства и его неоднородного народа, увы, не доросшего в своем взрослении до нации из-за многовековой драматической истории. Этому, к сожалению, потворствует Запад (в том числе и Эстония), исключительно с целью насолить России.
В этом свете пошло смотрится заголовок рассматриваемого интервью о нарвском памятнике Т-34 на портале rus.Delfi.ee: «Керсти Кальюлайд: это Путин забрал танк, а не Кая Каллас». Ну, не надо было в угаре русофобии представлять нарвитян и всё население страны биомассой, которая всё схавает, а его молчание ещё не означает согласие с навязываемой этнократией версией.
Дельфи: Вы говорите, что танк символизирует оккупацию и российскую военную агрессию. Что символизировал тот же самый танк в течение 30 лет...? Почему его не убрали раньше?
Кальюлайд: «Да, он символизировал ту же самую оккупацию эти годы. Но мы договорились, что всё останется в прошлом. Пусть он будет символом победы во Второй мировой войне, пусть нам и не довелось вкусить результатов этой победы. Но когда монумент начал оправдывать нападение на Украину, нужно было что-то предпринять. Мы бы ощущали, оставив эти монументы, как всё происходило в Буче, например. Я была там».
Комментарий: Первое. Окститесь! Когда это наша этнократия считала, что нарвский танк-памятник был до сих пор «символом победы во Второй мировой войне». Второе. Как это «монумент начал оправдывать нападение на Украину»? Отановитесь! Это выдумка русофобов. Надо быть уж совсем примитивным или подлым, чтобы не понимать, что к чему? Танк-памятник в Нарве символизирует победу СССР, а не современные танки РФ на Украине, где победы Россия ещё не одержала.
Так можно и до абсурда дойти – признать олимпийские объекты в Таллине символом могущества СССР и советского строя. Впрочем, может и до этого дойдёт. Третье. Так уж совсем не удалось вкусить плодов победы? А вот известный политик, в прошлом лидер Левой партии Эстонии, юрист Тийт Тоомсалу иного мнения. Согласно разработанному нацистами плану «Ост» (о колонизации восточных земель) после разгрома СССР предусматривалось насильственное переселение 60% эстонцев на территорию российской Мурманской области, которая должна была стать частью Великой Финляндии (от Балтики до Урала).
Более того, известно, что основной пункт обвинений в адрес советской «оккупации» сводится к депортации эстонцев в отдалённые районы Советского Союза, это – около 3% их послевоенной численности. Большинство из них вернулось на Родину. Конечно, неприятная страница истории, но несравнимая с тем, которая ожидала эстонцев, если не состоялось бы освобождение Советским Союзом мира от нацизма, что и символизировал нарвский танк-памятник. Пусть у русофобов – своя правда, но ведь и эту правду нельзя отрицать. Невозможно!
Четвёртое. Буча под Киевом – это не просто фейк, это организованное военное преступление с целью подставить Российскую армию. Это доказали английские исследователи, доказывает и многое другое. А Керсти Кальюлайд и сегодня хвалится, что видела трупы убитых, которых специально в течение недель держали (или выставляли уже в мешках?) на улице для «наивных» западных гостей. Кощунство! Казалось бы, сегодня уже пора признать правду, промолчать или признать самообман. Увы, дать задний ход, тоже что признать соучастие в скорее всего имевшем место преступлении Киева в Буче и разоблачить себя в примитивной опереточной русофобии.
Кальюлайд /Продолжение ответа/: «Когда Ельцин стал президентом в 90-е годы была надежда, что Россия станет нормальным государством. Очень грустно, что не вышло. Всем было бы лучше, если бы получилось».
Комментарий: Первое Не Вам грустить. Это – удел русских/русскоязычных граждан, в том числе живущих в Эстонии граждан РФ с постоянным видом на жительство. Президент РФ Борис Ельцин дал согласие на независимость Эстонии, абсолютно не защитив неэстонцев, бывших советских людей, от последовавших преследований и дискриминации. Второе. Ельцин совершил фашистский переворот, расстреляв из танков парламент своей страны! А Эстония носится с ним, как с писаной торбой». И потому третье: неуместно называть Россию Ельцина надеждой на будущее нормальное российское государство. И конце концов Россия сама в этом разберется.
Дельфи: Вы пишете у себя в фэйсбуке „Minu venna isa kasvas üles sõjaeelses Narvas. Nõukogude Narva oli ja jäi talle võõraks. Kes kasvas üles Nõukogude Narvas koos selle linna endaga, tunneb end jällegi tänases Narvas koduselt“. Что помешало Эстонии за 30 лет сделать Нарву более комфортной для эстонцев?
Комментарий: Ответ не соответствует вопросу. Причём тут «старый город», который по утверждению Керсти Кальюлайд нет возможности восстановить без сноса жилья ныне живущих нарвитян? Хотя такой мега-проект был заманчив, с привлечением той же Швеции и России. А рядом со старым, уникальным средневековьем в стиле барокко, надо было бы создать современный город-сад. Или жаба задушит?
Кальюлайд /Продолжение ответа/: «Не понимаю, например, как улицы Тийманна и Дауманна всё ещё так называются. Возможно, это одна из причин, почему остальная Эстония не чувствовала, что Нарве можно доверять. Не только Таллинн должен говорить, что Нарва - часть Эстонии, но и Нарва должна показать, что ей можно доверять. Поменяйте название улиц. Говорите на собрании Горсовета на эстонском».
Комментарий: Первое. Алберт-Август Тийман и Анс Дауман большевики, видные деятели учреждённой в конце 1918 года в Нарве Эстляндской трудовой Коммуны – Советской республики, воевавшей против Эстонской Республики, которую (при поддержке Великобритании, Франции, США и скандинавских добровольцев) провозгласили в начале 1918 года в Пярну и Таллине.
Этнократы-русофобы считают их врагами независимости, нарвитяне – так или иначе личностями, связанными с историей города. По закону городская топонимика – компетенция местной власти, а Керсти Кальюлайд, будучи Президентом, направляла в Нарву секретное указание «правильным нарвитянам» переименовать улицы Тиймана и Даумана. Что не входит в её полномочия, то есть, можно обсудить и нарушение закона. Кстати, жители остальной Эстонии равнодушны к этой проблеме, знать не знают, кто такие Тийман и Дауман. Будируют вопрос только русофобствующие таллинские этнократы-эстонизаторы.
С другой стороны, недалеко от Силлмяэ, на возвышенности Синмяэд, у камней-монументов, посвящённым 20-й дивизии СС и другим воевавшим против Красной Армии в 1944 году эсэсовским дивизиям, давно проводятся слёты эстонских ветеранов, а в Тори, местная церковь превращена в памятник эстонским военным, где чествуют и тех, кто воевал во время последней войны на стороне Гитлера. Наконец, в центре Эстонии в сельской школе в Лаупа установлен бюст земляку – унтершарфюреру СС Харальду Нугисексу, кавалеру Рыцарского креста Железного креста – высшей награды Третьего рейха. Такая память в открытом общественном пространстве в Эстонии приветствуется, хотя встреча с этими памятниками, мягко выражаясь, смутила бы не только нарвитян. Тем не менее, им или русским/русскоговорящим жителям и в голову не приходит требование запретить такое.
Второе. Давая Нарве и нарвитянам указания поменять «красные» названия улиц на пристойные, хлопоча о чистоте эстонской истории, Керсти Кальюлайд скорее должна была бы хлопотать о возвращении на своё место внезапно исчезнувшей с восстановлением Эстонской республики в 1991 году памятной доски на здании, что на развилке улиц Веэрени и Татари в столице Эстонии. Текст гласил, что выстрелом из-за спины в этом месте был убит кандидат в депутаты Рийгикогу, член ЦК Компартии Эстонии, 32-летний перспективный партийный лидер Яан Креукс. Официальная версия гласит, что убитый оказал... вооружённое сопротивление. Ну, так давайте говорить о гражданской войне, а именно такой была Освободительная война, но не только с позиции этнократов. Ведь и то, и другое – история Эстонии, которую делали свои – эстонцы различных убеждений. Сумел же фашист Франсиско Франко примирить в Испании воевавших друг с другом республиканцев-коммунистов (левых) и националистов-фалангистов (правые), создав для их жертв единое мемориальное кладбище.
Третье. Что касается употребления эстонского языка в работе Городского собрания, то экс-президент игнорирует Закон, который позволяет Нарве (больше половины жителей представляют русское национальное меньшинство) использовать русский язык, хотя прошлые правительства соответствующие законные ходатайства Нарвы отклоняли, что, кстати, тот же закон весьма казуистически и позволял.
Языковая возня (идея-фикс) нелепа – эстонизаторы полагают, что язык, на котором общаются, определяет мировоззрение людей. Но это вовсе не так. Более того в Европе есть убедительные примеры существования людей в многоязычной среде. Это и Швейцаря с Финляндией, и итальянский регион Южный Тироль, где официальный статус имеют три языка: немецкий, итальянский и ретороманский.
Кальюлайд /Продолжение ответа/: Возможно, иллюзия того, что здесь можно сделать маленькую Россию, разрушена. Нарва – это всё же Эстония.
Комментарий: Какая ещё иллюзия? Эта иллюзия – эллюзия самлй самой этнократии! 30 лет сознательной анклавизации русскоязычной Нарвы (читай: на фоне остальной эстонской Эстонии чуть ли не геттоизации русскоязычного города) лежат тяжёлым грузом ответственности, прежде всего, на центральной власти. Нарва с северо-востоком стали задворками Эстонии только из-за того, что там преобладает русское население. И слегка спохватились и подсуетились в Таллине только после защиты Россией Южной Осетии в 2008 году и воссоединение Крыма с Россией. Это вынудило власть задуматься и действовать, что, увы, напоминало и как лицедейство, больше в духе цирлих-манирлих.
Дельфи: Прошло 30 лет восстановления независимости. Даже 31. Эстонцы в Нарву всё еще не едут. Тут все еще экзотика, когда слышишь эстонскую речь. Почему?
Кальюлайд: «... несколько лет назад уже начали приезжать. Нарве есть, что предложить. Но не все люди об этом знают. Те, кто в Нарве бывал, тем понравилось. Думаю, что важно это понимать.
Также можно спросить, а сколько таллинцев ездят, например, в Выру? Будем проводить концерты здесь, в следующем году можно будет претендовать на звание культурной столицы вновь».
Комментарий: Да не концертами только живут люди, к тому же чтобы веселиться, прежде надо обеспечить самодостаточное социально-экономическое развитие города. Последнего было с гулькин нос.
Вспоминаю свои журналистские командировки в перестроечную Литву. Тогда на смех подняли жившего за океаном литовского эмигранта и поддержавшего движение «Саюдис» (аналогия эстонского «Народного Фронта») про то, как относиться к русскому и польскому нацменьшинствам Литвы после восстановления её независимости в 1991 году. Совет был прост: новая власть должна быть более благожелательной к этим этническим группам населения, чем к самим литовцам. В ответ те легче примут новую Литву. В реале во всех странах Прибалтики всё произошло ровно наоборот.
Так возник в Прибалтике ею же созданный нерешаемый «Русский вопрос». Что касается Нарвы, то её облик улучшался куда медленнее, чем в остальных регионах Эстонии, возможно только за исключением юго-востока) и в представлении не толко эстонцев Нарву воспринимали, как город-гетто без каких-либо достопримечательностей. Но более всего отталкивала эстонцев почти абсолютная русскоязычная среда и русская ментальность. Последнему Таллин никогда, кроме последних двух-трёх лет, не противился.
Дельфи: Вы недавно сказали, что «игнорирование возможных конфликтов интересов приводит к решениям, которые заставляют людей ставить под сомнение надежность государственной власти». Вы также считаете сейчас, когда горожане поставили под сомнение надежность госвласти?
Кальюлайд: «Я имела в виду, что конфликт интересов среди министров приводит к тому, что они не могут принять какие-то решения, есть сомнения, процесс непрозрачен. А должен быть прозрачен. В Нарве горуправа может пояснить, на какие юридические инструменты была опора, на какие ценности? Те же самые провокации… То есть, здесь история уже не про конфликт интересов».
Комментарий: Сумбур какой-то. И какие ещё провокации? Да как раз очень хорошо все всё поняли. Речь именно о конфликте интересов, но обусловленных мировоззренческими расхождениями. И не зря под надуманным предлогом отказ правящей коалиции обсудить и принять на заседании Нарвского Горсобрания решение о перемещении танка-памятника на другое место в пределах города совпал с твёрдым намерением Таллина вывезти танк из Нарвы.
Да, правительство вынуждено было согласиться на вариант нарвской оппозиции под далением обстоятельства, тем более, что по закону решение этого вопроса входит в компетенцию исключительно местного самоуправления. Кстати, и общественное мнение было в пользу сохранения танка в Нарве.
Но правительство не скрывало, что не намерено отступать от главного – нарвский танк и другие «красные» памятники не должны были оставаться в Нарве. Такое могла обеспечить в Горсобрании правящая коалиция, поддерживающая проправительственного мэра Катри Райк. И хотя она и без обсуждения «вдруг» возникших непринципиальных поправок оппозиции, могла сама проголосовать за перемещение танка в пределах Нарвы, тем не менее она без веских оснований сняла вопрос с повестки дня.
Этого только и ждало правительство. Хотя проблему можно было обсудить на следующем заседании Горсобрания, правительство незамедлительно и голословно объявило, что Нарва не смогла принять решение, а потому проблемой займётся оно – правительство. И в итоге нарушило права местного самоуправления, показав своё самодурство, придав зачистке Нарвы силовой характер. Но кого это взволновало, когда истерия сторонников доставки танка в Таллин, была доведена до апогея.
В итоге все основные «игроки», отстаивая свои интересы, пытались уйти от ответственности за реваншистскую по сути в любых вариациях акцию этнократов-русофобов.
Дельфи: Какие еще меры будут приняты в Ида-Вирумаа по ликвидации «красной истории»?
Кальюлайд: «Решение было принято эстонским правительством. И это решение приводится в силу везде в Эстонии. Нужно это сделать. Что лично я считаю, что также нужно больше об этом разговаривать. О том, что именно произошло с Эстонией, у всех наших семей свои истории, и у семей тех, кто прибыл в Нарву, тоже, кто погиб от рук Сталина. Нам казалось, что уже, может, не надо об этом говорить, но теперь видно, что нужно».
Комментарий: Первое. Ничего этократам не казалось, они ждали подоходящего момента. Поводом оказались события на Украине, а причины три: 1/ впереди выборы, можно, как и в 2006-2007 годы привлечь на свою сторону часть электората открытых русофобов – националистов-либералов Isamaa и националистов-консерваторов EKRE, 2/ ждет Эстонию, как и весь Запад, мощный экономический и социальный кризис, смягчить недовольство которым можно взвинчиванием в людях чувства российской угрозы, 3/ За океаном затеяли создать очаги напряжённости по всей сухопутной границе России. Кроме Украины, это – вспышки насилия и межгосударственное напряжение в Закавказье, Средней Азии, Японии (Курилы) и даже Аляска (США). Эстония, как и вся Прибалтика с Польшей – звено этой цепочки.
Сюда стоило бы прибавить и такую «дымовую завесу», оправдывающую воинствующую русофобию, как пропагандистское украинобесие и её обратная сторона – уже злобная русофобия.
Второе. О том, что надо больше разговаривать. Вообще-то обычно обсуждение предшествует принятию решения. Предлагать сейчас обсуждение сложившейся ситуации пост-фактум, это откровенное насилие, заставляющее сторонников танка-памятника не только смириться с фактом его устранения, но и принять мотивацию властей, решивших зачистить Нарву и Эстонию от «красной» заразы. Это смешно, так как даже атавизмы советскости уже давно вырваны с корнем (последовательно этот процесс проходит и в современной, капиталистической России).
Третье. Предлагается рассказывать друг другу о том, что «именно произошло с Эстонией», подчёркивается, что у нарвитян свои истории, что есть и у них родственники, погибшие «от рук Сталина». Идея – хорошая, но плохо реализуемая: разговор обещает стать диалогом глухого со слепым.
Керсти Кальюлайд, как и вся государственная пропаганда, призывает вспоминать о репрессиях, учинённых только НКВД и МГБ. И воды в рот набирает, когда кто-то осмеливается вспомнить, что во время немецкой оккупации только на территории Эстонии было убито 30 тысяч мирного населения разных стран, к убийству которых причастны и эстонцы. Об этом сообщал в 2015 году портал ERR.ee. Половина названного числа составляют советские военнопленные, от 7 до 8 тысяч – евреи, привезённые для уничтожения из оккупированных немцами стран. Из оставшихся 8000 жителей Эстонии – тысяча местных евреев, остальные предстваляют самые разные, не только по этническому признаку, группы населения.
Большая часть убитых остаются на совести самосуда местных жителей, прежде всего, преступной организации «Омакайтсе», несколько десятков тысяч членов которых очень скоро стали служить немцам, как в составе 20-й дивизии СС (Эстонская), так и в тыловых охранных батальонах, которые большей частью занимались карательными операциями против мирного населения за пределами Эстонии. Эти числа приведены историком Меэлисом Марипуу в передаче «Uudis+» на Vikerraadio. Кто-нибудь после этого слышал об этих фактах, они обсуждались? А ведь среди убитых местных жителей были не только эстонцы, но и местные русские. Маловероятно, что это приемлемо для Керсти Кальюлайд, наверное, убеждённой, что и в этом виновна лишь Россия.
Не получив ответа спросил как-то в Эстонском институте памяти, почему на стене памяти, сооруженной в память о «жертвах коммунизма» выбиты только имена тех, кто пострадал от советской власть, и нет стены в память о «жертвах нацизма» в Эстонии, а их в полтора раза больше, чем «жертв коммунизма»?
Кальюлайд /Продолжение ответа/: «Для нас тоже было тяжело, например, когда город Таллинн заказывал рекламу на русских пропагандистских каналах. Сегодня уже понятно, что русских телеканалов здесь не должно быть».
Комментарий: Первое. Это что за неженки, точнее неадекватные люди, у которых, оказывается, аллергия на русский язык. Как следствие – превращение русских и русскоязычных жителей Эстонии в заложников навязываемой и Западом русофобии.
Второе. Сегодня, что глас вопиющего в пустыне, задавать вопросы, которые немыслимы в демократическом обществе. А именно: как со свободой слова и мнений, их распространения, куда подевались в Эстонии права человека, почему Эстония на три года закрыла культурный обмен с Россией, закрыла товарообмен (газу «почему-то» пока сделано исключение) с ней и Белоруссией, почему практически запрещен въезд российских граждан в Эстонию, что препятствует общению родственников и сохранению иных связей местных жителей с россиянами?
Почему-то этнократы не замечают, что часто демонстрируют то, что с пеной у рта осуждают в послевоенном советском прошлом. Только СССР и не скрывал авторитарный стиль руководства, а власти Эстонии, демонстрируя своебразный, «мягкий» тоталитаризм, и в том числе жесткий, решая «русский вопрос», утверждают, что они – оплот демократии.
Третье. Керсти Кальюлайд: «русских телеканалов здесь не должно быть». Напрашивается вопрос: а завтра и самих... русских?! Во всяком случае в назидание остальным – с видом на жительство российским гражданам Эстония (для профилактики?) стали депортировать в Россию лиц, имеющих вид на жительство, всего лишь по указанию второстепенных чиновников и без какого-либо судебного разбирательства. Если это по закону, то есть вопрос к законодателям, считающих Эстонию демократической и правовой?
Четвёртое. Дальше – хуже. Как сообщает евродепутат Яна Тоом, в беседе с ней коллега – известный русофоб, автор удаления «Бронзового солдата» и перезахоронения (осквернения) праха красноармейев из братской могилы в центра столицы Эстонии, по прозвищу «гробокопатель», Андрус Ансип вспомнил об изоляции в концентрационных лагерях США живших на их западном побережье нескольких десятков тысяч японцев (62% имели гражданство США) после налёта авиации императорской Японии на американскую военную базу Перл-Харбор в 1941 году. Кстати, как и в Европе («лагеря трудового перевоспитания»), концентрационные лагеря в США имели гламурное название – «военные центры перемещения».
Характер методов осуществления глобальной дерусификации в Эстонии соответствует ситуации, при которой Эстония и Россия воевали друг с другом. Тогда ограничения и репрессии были бы понятны. А так, Эстония взялась столь рьяно решать «русский вопрос», что глядишь, русские скоро сами будут себя уговаривать: «чемодан, вокзал, Россия». И такие люди уже есть.
Дельфи: Что должно случиться, чтобы ситуация с визами и ВНЖ (видами на жительство – прим. автора) изменилась?
Кальюлайд: «Тем, кто уже выучил эстонский, думаю, имеет смысл просить политического убежища, если помогали украинцам, были активны в соцсетях – то есть, может, и менять ничего не нужно...
... очень сильно в России распространено культурное понимание типа «я маленький человек, от меня ничего не зависит». Именно так диктаторы и приходят к власти. Это и есть коллективная ответственность. В этом смысле запрет выдачи виз может помочь изменить это понимание».
Комментарий: Первое. Да, это же открытое вмешательство во внутренние дела соседа. То есть, Таллин содействует усилению недовольства в России, что призвано сменить его нынешнее руководство на прозападное. То есть, Керсти Кальюлайд пропагандирует в отношении РФ то, что официальный Таллин беспочвенно осуждает три десятилетия в отношении Москвы.
Сама Эстония, как известно, рьяно осуждает (и преследует) организаторов неугодных этнократии мероприятий в Эстонии, параллельно с таким же в России («Бессмертный полк» и высылка в Россию одного из его организаторов Алексея Есакова) или контакты с россиянами (дело правозащитника Сергея Середенко и уже полтора года сидящего в застенках ещё до начала суда за подозрение в контактах с лицами, оказыввавшими влияние на развитие Эстонии).
Второе. Касательно россиян – студентов из России. Наряду с использованием антироссийски настроенных россиян-студентов, завершивших учёбу и лояльных к официальному Таллину, как кадровый капитал, их же можно, либо нанимать (а может и вербовать) для профессиональной антироссийской (подрывной) деятельности, либо использовать в открытой инофрмационной войне с Россией в СМИ Эстонии.
Последние – тому подтверждение. Скукоженные до минимума русскоязычные СМИ в значительной степени возглавляют бежавшие из России диссиденты, которые боятся на бывшей Родине судебного преследования. Сами они открыто очерняют Россию в том же духе, что эстоноязычные СМИ.
За счёт этого же мигрантского источника пополняется и рядовой журналистский корпус. И иногда даже неприлично часто политическим беженцам из России предоставляют слово на ведущих Интернет-порталах и в радио-телеэфире Эстонити. Это говорит о том, что «своим» русским, даже бывшим «карманным» доверяют всё меньше. Так формируется антироссийское мышление местной зрительской, читающей и слушающей аудитории.
Третье. О культуре «маленького человека». Ну кто бы об этом говорил, только не представитель Эстонии. Хотя в РФ высшая власть – президентская, а в Эстонии – парламентская, тем не менее и там, и там очевидны признаки авторитаризма. В Эстонии, особенно в последее время, он замаскирован формальным парламентаризмом, несовершенство которого давно подвергается критике. Достаточно только вспомнить, как пришло к власти нынешнее эстонское правительство и как, словно в военное время, увозили из Нарвы танк-памятник, тотальный переход русской школы на полностью эстоноязычное образование.
А потому, говоря о коллективной ответственности народа в России за действия своих правителей, Керсти Кальюлайд не надо забывать и об Эстонии, которой не стоит оправдывать себя тем, что она крохотная на фоне крупных государств.
И что интересно: немецкий писатель Томас Манн, в отличие от Сталина, который, определяя вину Германии за Вторую мировую войну, заметил, что её правители приходят и уходят, а немецкий народ остаётся, считал иначе: тень общего стыда за содеянное лежит на каждом немце. Можно сколько угодно спорить, кто из них прав, но показательно, что идея и практика коллективной ответственности народа близка как раз Западу. Это подтвердили нацисты, которые широко практиковали в захваченных городах облавы на улицах и показательные расстрелы заложников.
Вот вам и истинная цена западного постулата о том, что в цивилизованном, демократическом государстве и обществе превыше всего – человек, индивидуум, а в варварском, авторитарном люди – всего лишь биомасса.
Дмитрий Кленский
Комментарии
Совсем с дуба рухнула , интересно их всех психиатры проверяют , перед вступлением на ответственные должности ?
фонари в руки
и в дорогу
а полицаи и капо
бюджетники
как и главы государства
А ВЫБРАЛ
НАРОД
сидит тварь на пенсии
в 4000 к и ещё 50 лет
сидела бы
и не вякала
значит, избавиться хочет от накопленного, раз 4000 к каждый месяц падает на счет.
Хохлов уже подвезли...
Местная кикимора .
кто нить может суть этого слова объяснить?
и слово "интеграция" тоже.
мне интересны мнения всех присутствующих здесь людей, особенно Mr. Green и дануна.
Только небольшая просьба к приезжим и залетным - вы укажите, сколько дней, месяцев или лет назад вы приехали в Эстонию.
И от мнения из мэрии нарвской тоже не откажусь.
По 1му пункту. Ну по другому и не было ни разу ))
2. Про угрозу со стороны РФ бред, но, если есть трясущиеся эстонцы - чемодан, аэропорт, Лос-Анджелес.
3. и только дураки у нас кривляются, не в состоянии открыть обычную карту Мира и посмотреть где и чья территория.
Вопрос - что за "политики" у нас сидят в креслах?
Кальюлайд, наши деды воевали за Жизнь. Ты живая, сука.
Монумент "Танк Т-34" поставлен в память о форсировании советскими войсками реки Нарова 25-26 июля в ходе Нарвской наступательной операции Ленингарского фронта в 1944 году.
вы там чумные что ль
вы откуда эту бредятину выкапываете то....№;№№;№%;;%:;%:
>наши деды воевали за Жизнь
"Teadaolevatel andmetel viidi Eestist ära 20 702 inimest, kellest Siberis hukkus ligikaudu 3000 inimest. Noorim küüditatu oli teadaolevalt 3-päevane Anne Ojaäär Hiiumaalt, vanim 85-aastane vanamemm Maria Räägel Abja vallast."
"Tänu" Punaarmeele said sellised asjad juhtuda, oleks nad peale vabastamist ka ära läinud, siis ehk oleks loogiline tähistada. Lisaks Baltikumile ründas Punaarmee ka Soomet, Poolat (koos Saksamaaga), Transnistriat, kas ka seal võideldi elu eest? Või mille eest?
Kusjuures ma olin tanki äraviimise vastu, kuid 2. MS ei olnud nii must-valge võitlus, kui paljud Eestis arvavad.
я совсем забыла, что вы живете в мире состряпанном Голливудом....
про убитых в наше время, уже в 2000ые годы и по сей день, украми на территории Украины ..... помолчим. Так ведь?
ведь у вас только один пазлик от общей картины.
mis see tähendb?
они и ушли. Просто куда деваться простым людям после разрухи? Конечно, они примкнут к чему то большему. Что бы выжить.
Что ж Эстония после 1991 года так быстро побежала в Евросоюз?
И что пишут вам на эстонском языке ваши эстонские журналисты о эстонском уезде Ида-Вирумаа в котором находится в том числе и город Нарва?
Вы вообще знаете, что даже в столице России, в Москве, прекрасно живут эстонцы?
К.Ч. -..."в Москве, прекрасно живут эстонцы?"..., ну и к чему ты это написала? В Эстонии тоже прекрасно живут нормальные русские и даже с депутатских кресел не слезают!
К на подумать....кто так резво разгоняет треш по волнам, кроме дельфятника, разумеется
err конечно тоже
Мемуары Никулина почитайте, как и за что советские солдаты воевали. Спойлер: про изнасилования немок и грабеж там нет ничего, там про первый период войны больше.
У нормальных людей даже мыслей о насилии не рождается в головах. Совсем другие ценности и удовольствия. А вот к вам сразу возникает множество вопросов....
Я к тому, что никакой "русофобии" в этих мемуарах нет. Солдат описывает свой солдатский путь, как бил немца. И читать это страшно. Страшно именно потому, что вот это и есть правда.
Мой дед прошел меньше, чем Никулин, его мобилизовали в 42-м, застал окончание войны в Праге. Но он примерно то же рассказывал, только что по-пьяни, по трезвости он на вопросы о войне отмалчивался и отшучивался.
Мне постоянно говорил - тебе это знать не надо. Военные награды публично не носил. Один раз бабуля его заставила надеть на 9 мая, оказалось, что у него там целый "иконостас".
Всё похоронил вместе с ним.
Мои деды и бабушки только на 9 мая.
И разговоры тоже никто не любил. И пресса была более адекватной, в отличие от сегодняшней.
И никто не призывал убивать каких то там немцев и тому подобное.
Немцев убивать призывали, были даже такие советские плакаты - "убей немца!". И что, всё правильно, за их зверства.
Вы врете.
Вспомните хотя бы некоторые "интервью" с настоящими ветеранами...
Клякса, призывали. Вот стихи К.Симонова
не знаю, нас в школе другим вещам обучали.
(на уроках обж нас обучали как спасти жизнь себе и товарищу. Элементарный навык. Почти как сегодняшние курсы по технике безопасности)
Да и родственники в этом плане спокойными были, не привлекались, не состояли, в местах заключения не сидели. Просто нормальные люди.
В школе нас обучали тому, что было выгодно власти, реальную правду про ту войну нам в школе не рассказывали. Что касается советского плаката "Папа, убей немца", там такой ребенок стоит на фоне убитой матери и горящей хаты, так его даже в интернете можно найти. Как и известную статью Ильи Эренбурга со словами "Если ты убил одного немца - убей другого, нет для нас ничего веселей немецких трупов".
не знаю, где вы учились, и в какие годы и в какой стране.
Вы жили непосредственно в советское время и учились в школе или вам в наши дни показали плакат и сказали, что якобы в СССР было такое?
Не знаю никакого эренбурга.
я посмотрела, этот ваш Эренбург умер еще в 1967 году, задолго до моего рождения.
В Интернете есть подборка и советских, и нацистских агитационных плакатов военных времен.
в Интернете оч много всего.
Только не имеет как правило, отношения к дню сегодняшнему.
вот этот ваш Эренбург умер в 1967 году.
ешьте сами, тока не давитесь
Т.е. все остальные ненормальные? Тупенькая ты. Надо было лучше ы школе учится.
Когда убивают твою семью, убийца для тебя уже не человек! Немец пришёл на Русскую землю с оружием, поэтому он сам выбрал свою смерть и смерть своих собратьев! Укронацисты тоже пришли на Русский Донбасс с оружием, пускай сегодня молятся своим бандеровским богам!
наверное, специально под либеральную политику сегодняшнего дня придумано то )))
Не путай немца с фашистом. Как и русского с россиянином!
Да, я помню, что нынешние вопят и призывают
к убийству русских. И вся демократическая полиция, власть и военные делают вид, что это нормально.
А наши деды не требовали убивать, и своих детей воспитывали в том ключе, что нужно строить, а не ломать.
Ни немцев, ни эстонцев за их отношение.
Не было этого.
Даже когда, сидя за столом в большой компании друзей и родственников, с рюмочкой крепкого. Никогда я не слышала от этих людей каких либо призывов.
И заметьте, наши деды были простыми рабочими людьми и миллиардов у них не было. Трезвые люди.
В отличие от сегодняшних безмозглых миллиардеров которые, ради ничегонеделаньия готовы угробить целые государства и страны. Которые возомнили себя властью.
Как вы про Путина и его бандюганов четко написали ))
что они не призывают убивать, а предлагают дипломатию и взаимовыгодное партнерство?
Ты мозги иногда проветривай, а то на Путине и свихнёшься ненароком, как евросоюз
так они уже
Ну вот и приплыли: страшные русские напали на германию. Ну после этого можно тушить свет.
ründas Punaarmee ka Soomet, Poolat (koos Saksamaaga)
Лет за десять до первой мировой Польша сама напала на СССР и захватила часть территорий, в результате чего около 6 млн граждан СССР в основном украинцев, белорусов оказались на польской территории. 17 сентября СССР напал на Польшу и вернул свои территории с жителями обратно, поскольку опасался, что Польша уже не сможет гарантировать выполнение договора с СССР о безопасности, так как к тому моменту всего за несколько дней правительство Польши сбежало, а страна была полностью деорганизована. Эти факты о польско-сссровской войне почему-то малоизвестны.
Поправка:лет за 10 до второй мировой. А ССССР вернул свои территории в сентябре 1939.
ССССССССССР
Не по делу придираетесь.
просто забавно
Да ты шооо...
Настолько все правда,что становится так мерзопакостно на душе. С каким правительством нам приходится жить!Действительно,ведь,с их подачи мы начинаем ненавидеть друг друга! Я живу здесь с 1961 года и никогда не было такого противостояния,как теперь.Почитайте комментарии эстонцев - как с цепи сорвались... 30-летнее нагнетание дало свои плоды. И что еще может придти в их воспаленное сознание,даже страшно предположить....
бешенных псов пристреливают.
Нет смысла ненавидеть, живите своим умом.
..."Почитайте комментарии эстонцев"... - А что ты хотел, скажи спасибо нашим "танкистам" с их рулевым. Показали, что такое 5-я колонна в действии, ещё и танк им отдайте. И попёрлись в Таллинн задумав подавать в суд на правительство, ещё и оскорбив его.
Может мечтали на танке ехать до Таллина, хорошо вовремя отняли.
Страшно представить, что было-бы с теми кто на Путина вздумал подать в суд. Счастье было бы для них если успели бы убежать из России. А в Эстонии - демократия, даже депутатских кресел не лишили! Но голосовать за "танкистов" не буду!
Нужные меры уже приняты, не беспокойтесь.
Может и к нашим эстонским и украинским выдвинуть такие обвинения...
Так, ладно. И что там за члены? Сколько ходок за спиной?
вы об эти мерах? И какой язык общения интересно?
как там радиационный фончик? и что привезли в Эстонию?
Прекрасный образец жертвы пропаганды . А вот представьте себе - подали и в Питере и в Москве.Тормозите любезный.
Молоко на губах вытри!
Методичку перелистни
Никогда не поменяю своего мнения на их "правильное". Все кто воевал на стороне фашистов никакие не борцы за свободу, а те кто сносит памятники борцам с фашистами, такие же последователи фашистской идеологии. Надо было их оставить под гитлеровскими войсками, чтобы на себе испытали план ОСТ
А ты калоборант. От слова кал. Пока такие мразоты есть в нарве, толку не будет. Ты еще хуже самого упоротого националиста.
А ты калоборант, от слова кал. Ты еще хуже, чем самый упоротый националист. Именно такие как ты всегда писали доносы.
Странное дело: Во время "советской оккупации" Эстония развивалась и процветала! Все жители Эстонии могли обучаться на эстонском языке, все ВУЗы были на эстонском языке, проводились народные всеэстонские праздники песни и танца, где были представлены и другие национальности, эстонская "деревня" жила лучше города, т.к. имела возможность сбывать свою продукцию в Ленинграде, эстонские студенты могли учиться в лучших ВУЗах Советского Союза, а развитие промышленности достигло небывалого уровня! На одном Кренгольме работали 12000 человек!!! Хороша "оккупация". Да еще коммунальные услуги были просто копейки. Зато сейчас "свобода" по полной программе: стоимость за электричество повысилось только за последний год в 4 раза, а сколько будет стоить отопление, если уже вначале 2022г. оно повысилось в 3 раза? Вот такая вот свобода!!!
От кого "свобода"? От себя?
Я так понимаю, что когда оккупация, то это государство полностью вначале переводит все на свой язык "оккупанта": образование, обслуживание, делопроизводство и т.д. и не вкладывает в развитие этого государства ни копейки... Пора об этом говорить открыто и прямо!
Sa räägid nagu neid asju poleks olnud kui Eesti oleks iseseisvaks jäänud ja okupatsiooni osaks pole ilmtingimata kohaliku keele ärakeelamine. Lähiriikidega nagu nt Soome, oli Eesti 1930nendatel rikkuse poolest võrreldaval tasemel, 50 aastat hiljem oli vahe mitmekordne. Ise arvan, et kuigi muude liiduvabariikidega võrreldes olime rikkamad, siis iseseisvalt oleksime jõudnud kaugemalegi. Igatahes on see ajalugu ja vaja nüüdsele keskenduda
от чего же не достигли уровня Финляндии по процветанию? У вас был шанс 30 лет назад, и пришел он в 1991 году.
и у украины, у латвии и литвы. И у власти в этих станах нацозабоченные.
Где благополучие? Литва, латвия и эстония дружным строем прошли в ЕС с визгами о ненависти к СССР.
Где процветание?
и почему первое впечатление о прогрессивной Эстонии развеивается столь стремительно у приезжих и они предпочитают покидать эту страну? Выбирают что-нибудь другое для жизни. Как то им здесь не уютно.
LjudmilaA- ты точно сегодня здорова? Скажи спасибо за все сегодняшние проблемы Горбачёву и Ельцину, врагов не надо когда такие правители. И как чудесно работают предприятия в России. А чего далеко ходить, вот в Ивангороде тот же Льноджутовый комбинат и т.д.- всё развалено и растащено! Да и то что почти все отвернулись от России и она ведёт войну с Украиной, разве Эстония виновата?
А у меня сложилось такое мнение, что кто ругает Эстонию (а сам живёт здесь), то видно их проплачивает Россия. Поэтому и уезжать не хотят, хотя говорят, что им в Эстонии очень плохо. (если ошибаюсь поправьте и примите за шутку)
Угу. Вся Россия по рублю скидывается ежемесячно.
Вот зашла же вам эта фейковая идея...
Конечно-же ошибаетесь. Какие деньги? Никто не ругает Эстонию. Ругают правительство, которое несмотря на то, что русские соблюдая законы, платя налоги, постоянно чувствуя нелюбовь к ним, продолжали работать, рожать и воспитывать детей (напомню, граждан Эстонии, хоть как-то восполняя отток из Эстонии «своих» граждан) улучило момент и нарушив закон, и очередной раз замарав имидж правового государства, унизило нас в угоду ….. . Куда мне ехать, если всё, что у меня есть, это заработанное честно имущество, родственники, могилы родных находятся тут. Не пропаду я там (родственники и друзья поддержат), но и начинать с нуля уже трудно. И почему я должен уезжать? Всё было более-менее терпимо, пока это правительство не стало перегибать. Вы можете мне напомнить хоть одну акцию несогласия с Эстонским государством от нас до этих событий? (кроме связанных с переносами памятников).
А хрен-ли ты ругаешь Россию? Тебе видно проплачивает пистония? А уезжать с Родины не собираемся, потому что это мать, какая бы она не была! Больная- вылечим! Немощная- поможем! Сумасшедшая- отмолим!
Не нужна правда. От слова совсем. Печально все это.
в тех местах, где были большие скопления эстонцев - да. Никто их не бил за это.
Таллин, Тарту, Пярну, глубинка Эстонии тоже. Большинство зажиточные люди. От войны и массового уничтожения их спрятали в Сибири, после многие вернулись. Так что у них все ок всегда было.
В нарве 3 процента населения! спокойно учились на эстонском языке. Никому в голову не приходило закрыть эстонские школы. А вот теперь ответочка прилетела. Сказали спасибо....
в чем эсты помогали украм? Раздолбать и уничтожить государство и потерять часть территорий?
Аплодирую стоя.
Значит, сейчас началась обратка, я ж верно понимаю?
это строго вашО. Поэтому вы легли под более сильного, по вашему мнению. С вами поступили, как с ...... "Папики" взяли все расходы на себя
Эт всё политика. И хреново, что у нас сейчас рулит - баба.
Бапп нельзя пускать на самый верх. Они все - без тормозов, если говорить не матом.
Мужчины - более осторожные. Знают, что как за слова, так и за действия, придётся отвечать.
Бабам же - пофиг(опять не матом). Они делают здесь, и сейчас. А что дальше - нет у них такого участка мозга, который думает, что дальше.
Таки дела.
Каллас - конец(опять не матом) спокойной, дружной, и сытной жизни в Эстонии.
Про бабскую власть согласен. Посмотрите даже не на Каку, а на Нарву, на Катюшу и Иришу, совершенно никчёмные создания в плане управления городом.
Что касается Кленского, ему пора было удирать уже в 91-м, а уж в 2007-м - обязательно.
как правило, бездетным и одиноким - да. Равно как и таким же мужикам.
"sergeants" - не знали что ты такой юморист? ..."Мужчины - более осторожные. Знают, что как за слова, так и за действия, придётся отвечать"... Это ты на нашего уважаемого намекаешь? Если бы он захотел, то вся оппозиция проголосовала бы за суд, а так "танкисты" пошли читать "БУРАТИНО". (шутка)
Твои шутки скоро тебе поперёк горла встанут! Без шуток!
Karu Tuleb - а почему тебе не нравиться, что у других есть своё мнение и почему все должны подпевать тебе? Чувствуется, что ты повоевать хочешь, до эст.прав. не дотянуться, к нарвск. депутатам (прокативших вас) тоже видно не дотянуться- не знаешь на ком отыграться? А мог-бы в России стать героем и танк тебе дадут!
Отправить комментарий