Самая первая попытка полета на Северный полюс
Соломону Августу Андре, энергичному шведу, было всего двадцать два года, когда он впервые опробовал полет на воздушном шаре. в 1895 году, Андре поразил своих коллег, объявив: "Возможно и осуществимо, чтобы воздушный шар долетел до Северного полюса!"
Соломон Август Андре родился 18 октября 1854 года в Швеции. Он закончил Королевский технический институт в Стокгольме, затем работал чертежником. Его первым "воздушным кораблем" был "Свеа", который он уговорил издателя стокгольмской вечерней газеты "Афтонбладет" купить для него, "чтобы способствовать общественному благосостоянию и науке". С этого момента воздухоплавание стало его религией, всей его жизнью.
На "Свеа" он сделал много важных метеорологических наблюдений, несколько замечательных аэрофотоснимков. Его величайшими достижениями в начале 1890-х годов были несколько беспрецедентных полетов через Балтийское море, в одном из которых, шар Андре поднялся на 4387 м, побив рекорд высоты.
Соломон Август Андре (швед. Salomon August Andrée), 18 октября 1854 — 1897.
Однажды знаменитый полярный путешественник Норденшельд обратился к Андре как к знатоку воздухоплавания с вопросом: можно ли использовать привязной аэростат для полярных исследований, в частности для составления географических карт и для геофизических наблюдений? В этой беседе Андре, польщенный вниманием Норденшельда, высказал ему свою заветную мечту — совершить полет на воздушном шаре к Северному полюсу.
13 февраля 1895 года Соломон Андре сделал доклад о своем проекте на заседании Шведской королевской академии наук. Даже скептики слушали, как Андре страстно объяснял, почему и как воздушный шар может навсегда превзойти трудозатратный и опасный способ передвижения по льду пешком или с собаками и санями. "Ветер ровный, - заметил он. - Со Шпицбергена можно почти рассчитывать на северный ветер продолжительностью в две недели. Он перенесет воздушный шар через крышу мира и дальше, на Аляску." "Но, - возразили ему, - как может воздушный шар так долго оставаться в воздухе?"
У Андре тоже был ответ на этот вопрос. "Летом условия были бы идеальными. Постоянный дневной свет удерживал бы колебания температуры в пределах нескольких градусов. Поэтому газ не будет ни сильно расширяться, ни сжиматься. Результатом будет минимальное количество утечки и отсутствие необходимости закрывать клапан из-за расширения. Прикрепив парус к шару, воздухоплаватель может увеличить скорость так, чтобы необходимое расстояние было покрыто в течение 15-20-дневного полета".
Дело в том, что будучи еще молодым воздухоплавателем, Андре изобрел приспособления для управления направлением и скоростью полета воздушного шара - паруса и гайдропы. Гайдропы — это тормозные канаты, вес которых держит шар на определенной высоте, а трение их о землю, лед или воду притормаживает полет. Благодаря маневрированию гайдропами и парусами ему удалось добиться управляемости шара в пределах до 27 градусов в обе стороны от направления ветра.
Андре выступал с докладами. В поиске необходимой суммы в 130 тысяч крон ему стал помогать бывший руководитель шпицбергенской экспедиции доктор Ниле Экхолм. И, наконец, 10 мая 1895 года в Бюро патентов, где работал Андре, явился Альфред Нобель, который пожертвовал 20 тысяч крон; спустя несколько дней, узнав, что его пример не поколебал соотечественников, он увеличил сумму до 65 тысяч. Затем от короля Швеции Оскара поступило 30 тысяч крон. Вскоре столько же внёс известный промышленник-меценат барон Оскар Диксон.
Воздушный шар «Орёл» (Örnen) имел объем 5000 м³, трёхслойную наружную оболочку из лакированного шёлка и был изготовлен французским фабрикантом и воздухоплавателем Анри Лашамбром. Он легко поднимал экипаж из трёх человек со снаряжением и мог продержаться в воздухе не менее 30 суток.
31 мая 1896 года, после более чем годичной подготовки, первая полярная экспедиция Андре покинула Стокгольм. Андре попал в заголовки газет всего мира, когда он отправился на архипелаг Шпицберген. Затем в течение шести недель весь мир, и особенно Швеция, ждал, пока экспедиция оставалась базе.
Подходящего ветра и погоды так и не было. 17 августа Андре удрученно сдалась. Экспедиция вернулась обратно в Стокгольм в состоянии крайней депрессии. Почти в одночасье человек, который был назван национальным героем из-за своих предыдущих смелых полетов, стал объектом критики и насмешек. Одни журналисты называли его "мошенником", другие - "искателем рекламы". Даже самые сочувствующие газеты признавали, что его шансы долететь на воздушном шаре до Северного полюса были ничтожны.
Экипаж экспедиции, слева Г. В. Э. Сведенборг (заместитель), Н. Стриндберг (родственник известного писателя Августа Стриндберга), К. Френкель и С. А. Андре.
К середине июня 1897 года Андре вернулась на остров Дэйнс архипелага Шпицберген с "Орлом".
11 июля 1897 года, в 2:30 пополудни, был отдан приказ о старте.
Изготовление баллона аэростата
"Орел" закачался, когда ветер подхватил парус, и направился на север. Пролетая над берегом, одна из трех длинных веревок зацепилась за камень. Зацепившись, шар опасно наклонился, так низко, что дно корзины коснулось воды. Андре и его спутники с трудом удерживали равновесие. Затем шар снова выровнялся, когда тянувшаяся за ним веревка вырвалась на свободу, потеряв целый участок конца, и мешок начал подниматься. Почти час "Орел" был виден на фоне серого северного неба, становясь все меньше и меньше.
Потом он исчез, и больше его никто не видел.
У воздушного шара было два средства сообщения с внешним миром — буи и почтовые голуби. Буи, стальные цилиндры, заключенные в кожух, нужно было выбрасывать из воздушного шара в воду или на лед, чтобы течения принесли их в населенные места. За все время нашлось лишь два буя с посланиями. Первый буй был выброшен Андре 11 июля, спустя несколько часов после взлета, и содержал следующий текст: «Наше путешествие все еще продолжается. Мы проплываем в высоте приблизительно 250 м, сначала N 10° на восток, позже N 45° на восток. […] восхитительная погода. Дух на высоте». Второй был выброшен час спустя и сообщал о высоте в 600 метров. Aftonbladet снабдила экспедицию голубями, выведенными в северной Норвегии, с надеждой, что им удастся туда вернуться. Цилиндрики с сообщениями, заранее подготовленные для птиц, содержали инструкции на норвежском языке, чтобы нашедший передал их на адрес газеты в Стокгольме. Андре выпустил по крайней мере четырех голубей, но только один из них был обнаружен норвежским пароходом, к которому голубь подлетел и был быстро застрелен. Текст сообщения был такой: «Полярная экспедиция Андре в «Aftonbladet», Стокгольм. 13 июля, 12:30, в 82 градусах северной широты, 15 градусов 5 минут восточной долготы. Хорошо летим в восточном направлении, в 10 градусах к югу. На борту все хорошо. Это — третье сообщение, посланное голубем. Андре». Ни о каких проблемах в этих сообщениях Андре не упоминал.
Старт экспедиции Андре, фотография.
Старт экспедиции Андре, открытка.
В августе 1930 года известие о любопытной находке, сделанной экипажем маленького норвежского судна "Братвааг", достигла Большой земли. Когда шкипер Дженсен прибыл в порт, его заявления произвели сенсацию. 3 сентября газета "Нью-Йорк Таймс" опубликовала заголовок:
"ТЕЛА ПОГИБШИХ 33 ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЕЙ НАЙДЕНЫ НЕДАЛЕКО ОТ МЕСТА ПАДЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ШАРА В АРКТИКЕ."
Новость быстро облетела весь мир.
Маршрут экспедиции Андре.
Не было никаких сомнений, что найденные останки и предметы принадлежали экспедиции Андре: парусная лодка, сани, немного еды, ржавое ружье, одежда, кухонная плита и фотоаппарат, все еще заряженный пленкой.
Вещи членов экспедиции.
Дневник экспедиции
Были найдены два скелета в меховой одежде. Один принадлежал Андре, прислонившемуся к выступу скалы, другой - Стриндбергу. Кости Френкеля были найдены лишь несколько недель спустя. Но самое главное - это дневник. Андре в предсмертные часы завернул дневник в солому и запечатал его как можно плотнее. Книга была прижата к его груди, внутри защитной одежды, которую он носил. Его записи были настолько полны, насколько можно было пожелать.
Отправившись к Земле Франца-Иосифа 22 июля, трое исследователей вскоре обнаружили, что их борьба со льдом и горными хребтами едва ли делала цель хоть немного ближе: лед дрейфовал в противоположном направлении, перемещая их назад. Запись от 15 августа в дневнике Андре: «Я совершенно измучен… Часто приходится долго кружить между торосами, перебираться через лужи или идти вдоль полыней. Хуже всего пресноводные лужи. Они извиваются бесконечными зигзагами — настоящие лабиринты — да еще соединяются между собой широкими трещинами, которых не видно, пока к ним не подойдешь вплотную… Сани опрокидываются или повисают над пропастью в то время, когда везущий их летит кувырком… Сани часто надо поворачивать на вершине или посреди узкого прохода, пускать в ход топор и лопату, чтобы подготовить проезд. Приходится вырубать колею для одного полоза или для обоих. Снимать груз с саней частью или дочиста».
Фотографии сделанные участником экспедиции
Фотография с места гибели экспедиции
12 сентября исследователи смирились с зимовкой на льду и расположились лагерем на большой плавучей льдине, позволив льду нести их, куда угодно. Быстро дрейфуя на юг, к острову Белый, они поспешно построили для защиты от нарастающего холода зимний «дом» со стенами, сделанными по проекту Стриндберга из укрепленного водой снега.
20 сентября они устроили самый странный праздник, который когда-либо был записан в полярной истории. Подробности были найдены в остатках дневника Стриндберга. Это был пир на котором подавали "тюлений бифштекс, тюленью печень, мозги, почки, сливочное масло и шведский хлеб, и портвейн на десерт. "Вино было подарено королем Оскаром II, урожая 1836 года." Они подняли тост за короля, развернули маленький шведский флаг, и заставили арктические пустоши эхом отозваться на национальный гимн, который пели во всю глотку.
Наблюдая скорость дрейфа, Андре сделал запись, где выразил надежду, что они могут отойти достаточно далеко на юг, чтобы прокормить себя полностью за счет моря. Однако 2 октября плавучая льдина начала трескаться непосредственно под хижиной из-за возрастающей нагрузки при столкновении с островом Белый, и они были вынуждены перенести свои запасы на сам остров, что заняло несколько дней.
Путешественники имели вполне достаточный запас продовольствия, одежды и других припасов, чтобы переждать полярную ночь. Но уже в первую неделю своего пребывания на острове все трое очень ослабли. Настолько, что часто у них не хватало сил приготовить себе еду. Первым ушел из жизни Нильс Стриндберг, о его смерти рассказано в дневнике Андре. Вскоре после того, как они все трое вытащили сани и лодку на берег острова, у Стриндберга начался, как сочли его товарищи, сердечный приступ. Андре и Френкель прожили еще две недели.
Шведские школьники разглядывают лодку, обнаруженную на месте гибели экспедиции.
После того как тела погибших исследователей были возвращены в Швецию в 1930 году, их кремировали без экспертизы. Вопрос, что именно убило Андре и его спутников, остается открытым до сих пор.
Время шло, память о подвиге постепенно превращалась в фарс.
Реклама консервов
Реклама шведского примуса, с фотографией останков члена экспедиции Андре. Н-да..
А в наше время, соотечественники Андре снимают рэп-мульты с разоблачением его путешествия, в котором полярники занимаются сексом с арктической (и антарктической, потому что потомки героев экспедиции катастрофически интеллектуально деградировали) фауной.
В 1982 году Швеция совместно с Германией и Норвегией сняла фильм по этим событиям. Назывался он "Полет Орла".
Комментарии
Отправить комментарий