Сны о небе и куполах (видео)
Старожилы Нарвы еще помнят, что когда-то аэродром «Ольгино» был именно аэродромом: отсюда совершали регулярные рейсы в Псков, Гдов, Ленинград трудяги Ан-2. Затем воздушное сообщение с успехом заменили поезда и автобусы, а над полем аэродрома стали распускаться белые купола – там заработал парашютный клуб.
О затем Ольгино стал Ольгина, и взлетное поле под Нарвой заросло бурьяном, ни крыльев, ни куполов над ним видно не было. Аэродром и аэроклуб умирали. Но оставались люди, которые уже не могли жить без неба, которым свист воздуха в стропах снился по ночам. Именно благодаря их усилиям возродился Нарвский парашютный центр, которому в марте этого года исполнилось 10 лет.
Бойцы вспоминали минувшие дни…
На празднование юбилея собрались многие ветераны клуба. На корпоратив или клубную вечеринку это не походило совершенно. Горел костер, над которым кипел казан с традиционной шурпой, круглая дата располагала к воспоминаниям. А вспомнить есть о чем. Один из тех, кого помнит еще небо СССР, Александр Вишнев, рассказывает:
- Первые сборы людей, кто хотел бы заниматься парашютом, прошли в 78 году прошлого столетия. А человеком, который их сплотил, был Анатолий Александрович Гавшин.
В 1979 году группа начинающих парашютистов занималась на базе Кохтла-Ярвеского аэроклуба. Кто-то прыгал в первый раз, кто-то пришел из армии с уже солидным опытом. А в 1980-м был подписан приказ об организации Нарвского авиационно-технического спортивного клуба, АТСК. В 1981 году начальником Нарвского клуба стал Борис Михайлович Рожков, командир авиационного звена Таллиннского аэроклуба.
Об Анатолии Гавшине и Борисе Рожкове «старые» парашютисты вспоминают с особенной теплотой, считая их своими учителями.
После официального рождения нарвского клуба началась работа по созданию материально-технической базы на аэродроме Ольгино, который уже тогда был аэродромом только на бумаге, то есть формально числился в регистре.
- Выглядело это примерно так, – вспоминает Александр, – все собирались, брали топоры – и вперед. Простой советский субботник. Вся материальная база была создана руками ребят «первого призыва».
Нужно сказать, что тогда спортивным клубам не особо приходилось заботиться о материально-техническом обеспечении: находись они в подчинении городской власти, оттуда же и финансировались. Если кто помнит, была такая всесоюзная организация, ДОСААФ, которая ревностно следила за спортивно-техническим воспитанием молодежи. Тем более что инициатива создания АТСК исходила от ЦК ДОСААФ Эстонской ССР. Самолеты, парашюты – все поставлялось централизованно и бесплатно.
В клубе тогда было порядка 100 человек, но ежегодный приток молодежи был очень большим. Александр Вишнев называет цифру в 500 «перворазников» только за зимний период. Из них выполняли прыжки по одному и более раз порядка 400-450 человек.
И этот процесс шел постоянно, прыгать хотели все. Кто-то оставался, продолжал подготовку, становился спортсменом-парашютистом, а кому-то хватало и одного-двух прыжков для самоутверждения. «Я прыгал с парашютом!», – это произносили с гордостью. В Нарву приезжали ребята из Кингисеппа, где клуб даже организовывал специальные выездные занятия и показательные выступления.
Победы и сны
Поток «перворазников» был большим, но был и костяк клуба, спортсмены-парашютисты, которые ездили на различные соревнования, завоевывали призы и медали.
- Клуб поднял свою планку достаточно высоко, – говорит Александр Вишнев, – с ним считались не только в республике, но и во всей Прибалтике. Клуб завоевал звание чемпиона Прибалтики, соревнуясь с Латвией, Литвой и Калининградом. Выезжали мы и на финал всесоюзных соревнований «Крылья Родины». Это обеспечивалось и работой спортсменов и администрации, и победами. Все работали в одной связке.
Клуб начали замечать, признавать, уважать. Любительский АТСК со временем преобразовали в АСК, штатный авиаспортивный клуб ДОСААФ парашютного профиля, имевший центральное московское снабжение.
В активе нарвского клуба – семь медалей разного значения. Олег Лебедев, Олег Черноземов, Елена Гагарина, сестры Любогащинские – эти имена Александр назвал не думая, навскидку.
Елена Гагарина тоже пришла на празднование 10-летия уже нового «Нарвского парашютного центра», наследника АТСК. Рассказывает, что продолжала прыгать и после фактического закрытия старого клуба.
- Это ведь на всю жизнь, – говорит она, – сейчас уже не прыгаю, но купол, небо снятся постоянно…
АТСК просуществовал до 1991 года. Потом, с развалом Союза, парашюты и верные Ан-2 были изъяты в пользу вооруженных сил Эстонии, где они и исчезли – то ли были проданы, то ли просто пришли в абсолютную негодность. В Ольгина наступила тишина. Аэродром заснул, но не навсегда
Новые крылья
Второе рождение клуба произошло в 2003 году. И возродился он благодаря тем ребятам, кто прошел школу АТСК. Нынешний директор клуба Андрей Пестеров – представитель одного из первых поколений нарвских парашютистов. К этому поколению относятся и его ближайшие соратники. У Андрея Пестерова – более 1400 прыжков, а у инструктора клуба Андрея Эйдемиллера – более 1500.
И работать им пришлось в гораздо более жестких условиях, за спиной не было ДОСААФ и государственного финансирования. И парашюты, и даже самолет пришлось покупать на собственные деньги.
В Нарвском АТСК было два самолета Ан-2. Эта машина пользуется у парашютистов особенной любовью и уважением, они никогда не назовут ее «кукурузником». Сейчас на летном поле в Ольгина снова стоит такая машина. И ее снова обслуживает авиатехник АТСК Валерий Ермолаев, который вернулся в клуб, как только узнал о появлении самолета.
Валерий знает об Ан-2 все – и в силу образования, и благодаря опыту. Он закончил авиатехническое училище, а с этим типом самолетов работает чуть ли не с детства: его отец также был авиатехником, работал в аэропорту, и сын, конечно, крутился возле самолетов. Затем сам поступил в авиатехническое училище, где изучал, в том числе, и Ан-2.
Об этом самолете Валерий может говорить бесконечно.
- Это универсальная, надежнейшая машина, биплан. Он и с вышедшим из строя мотором спланирует и сядет. В СССР его выпускали с 1957 года, а затем продали лицензию Польше, где его и сегодня можно заказать. Кстати, этот наш «Ан» куплен именно в Польше. Летают они по всему миру, их выпущено огромное количество. Ан-2 может быть разным: это и пассажирский вариант, и грузовой, и сельскохозяйственный, и десантный. Его можно поставить на лыжи или поплавки.
Можно смело сказать, что нынешний Ан-2 Нарвского парашютного центра в надежных руках. На момент начала разговора Валерий разогревал двигатель самолета тепловой пушкой. Когда эта процедура была закончена, они с летчиком Николаем Гергелюком сели в кабину, и раздалась команда «От винта!». Но сначала этот самый винт члены клуба, выстроившись в очередь, несколько раз провернули. Взлетать в этот раз не собирались, просто профилактика.
Двигатель завелся, и нужно было видеть, с каким наслаждением парашютисты купаются в тугих струях воздуха, которые поднимает винт!
Дорогая мечта
Андрей Пестеров, вдохновитель, организатор и руководитель Нарвского парашютного центра, долго не мог найти время пообщаться с корреспондентом. Дела, дела: на юбилей приезжают друзья и гости… А когда «взял слово», то заговорил о проблемах:
- Чего нам не хватает? Мозгов, рук, денег. Реальной поддержки никакой, готовые проекты – не проходят. Не любят нас почему-то. Футболистов, боксеров, скейтбордистов каких-то любят, а парашютистов – нет. Считается, что это богатые люди, которые сами в состоянии оплачивать свои развлечения. Но мы не развлекаемся. Парашютизм – это спорт. А тех из нас, кто может передать свое мастерство, можно пересчитать по пальцам. Появись хоть какая-то помощь, прыжки не были бы такими дорогими, и парашютом могли заниматься все желающие. А у нас – 12 парашютов и купленный за свои деньги Ан-2.
Инструктор Андрей Эйдемиллер добавляет:
- Самая беда – к нам не идет молодежь – дорого. Первые три прыжка, с подготовкой человека, с инструктажем, стоят порядка 60 евро. Это – себестоимость, куда входит и топливо, и работа летчика, и работа инструктора, и аренда. При зарплате в 300…
Да, парашютный спорт не дешев. Да, на него не обращают внимания «наверху». Но купола над Ольгина раскрываются, и уже новое, пусть пока и немногочисленное поколение не сможет прожить без неба. И без снов о небе.
Фото: Виталий Школа
Комментарии
Замечательная статья, давно ждал! Спасибо автору.
Парашютный центр поздравляю с юбилеем, однозначно! Каждый раз приятно видеть в добром здравии, и слышать за работой вашего трудягу Антошу.
Помню,ещё совсем пацаном,как угарелый срывался с огорода и летел на велике к аэродрому, если увижу Ан2 отрабатывает паращютирование, чтобы только не пропустить посадку...дааа было время.
Долгих лет и процветания, несмотря на все трудности!
А Боря Александров умер
Вишнев действительно а почему про первого инструктора клуба Борю Александрова ни слова
Отправить комментарий