Социал-демократы и Русская партия: что стоит за объединением?
Слияние Русской партии Эстонии с Социал-демократической партией, по мнению Геннадия Афанасьева, ставшего заместителем председателя совета СДПЭ, предательством интересов русского населения не является.
Русская партия проводила консультации со всеми политическими силами страны. Однако именно с социал-демократами у РПЭ на 99% совпали политические установки. Договор об объединении подписан, но его должны утвердить съезды обеих партий. Съезд РПЭ пройдет 29 января, съезд СДПЭ двумя неделями позже. Объединение считается завершённым при занесении данных в регистр.
Появится шанс
Сейчас в Эстонии, по словам Геннадия Афанасьева, существует две «русские» партии: де-юре это РПЭ, а де-факто это и Центристская партия, которую поддерживает 80% русского электората. «С центристами мы тоже консультировались, - говорит он, - но нам заявили, что ни о каком сотрудничестве речь идти не может».
«Была Русская партия, за которую голосовало менее 1% населения, - говорит политик, - мы работали на одном поле с центристами, которые, используя административный ресурс, хорошо эксплуатировали то, что было положительного при СССР. Выиграть, достичь серьезных побед мы не могли».
Взаимовыгодный шаг
Законы Эстонии предусматривают два варианта объединения политических партий: либо одна партия всей своей структурой вливается в другую, либо на базе двух партий создается новая. Первый вариант, по словам г-на Афанасьева, кроме политических соображений и общности интересов РПЭ и СДПЭ, оказался и наименее затратным.
«Программа социал-демократов несколько шире программы РПЭ, - говорит он, - она укладывается в систему европейского партийного строительства, рассчитана на дальнюю перспективу. Русская же партия была сконцентрирована на одной, более узкой группе населения».
Выигрывает и СДПЭ: до объявления об объединении она имела 8% поддержки среди русского населения, после ее рейтинг возрос почти вдвое – до 15%.
Ошибка Пихла
Смогут ли социал-демократы составить в Ида-Вирумаа серьезную конкуренцию центристам, много лет являющихся наиболее значимой партией региона? Геннадий Афанасьев считает, что объединенная партия сможет «подвинуть» ЦПЭ в органах власти.
Ошибкой СДПЭ на выборах 2009 года, когда у них были в Ида-Вирумаа реальные шансы, стало, как считает Геннадий Афанасьев, выдвижение в лидеры партии Юри Пихла, буквально запретившего «все контакты с русскими». Результатом стал почти нулевой результат на выборах и смещение Пихла.
«Преимущество соцдемов сегодня в том, что в партию постоянно вливаются новые силы, не дающие закостенеть, - говорит новый член Совета СДПЭ, - нынешний лидер партии, Свен Миксер, тоже бывший центрист. Приходили и «умеренные», и «народники». Сейчас соцдемы – это партия, которая нашла свою нишу, осознала свое место в политике Эстонии».
Революция или эволюция?
Так что же, придет к власти в регионе и стране СДПЭ и жизнь тут же изменится к лучшему, исчезнет национальное недоверие, отступят экономические проблемы? Этого Геннадий Афанасьев не обещает. Хотя лидеры РПЭ займут высокие посты в СДПЭ (Станислав Черепанов – заместителя председателя партии, Геннадий Афанасьев – заместителя председателя Совета), курс социал-демократов не повернется исключительно в защиту интересов русских Эстонии. У соцдемов есть своя программа, где «русский вопрос» занимает далеко не первое место. И хотя, согласно Договору об объединении, «все новые идеологические и программные документы составляются совместно, с учётом программ и ценностей сторон», приоритетным он вряд ли станет.
Однако г-н Афанасьев и не говорит о какой-либо революции. Лично зная всех участвовавших в процессе объединения и в подписании договора политиков, он предполагает эволюционные, постепенные изменения.
Но и сегодня у соцдемов случаются «революционные порывы». Одним из них Геннадий Афанасьев называет достаточно резкое, осуждающее выступление Свена Миксера в адрес президента Ильвеса после его очередного интервью западной прессе по поводу «языка оккупантов». «Это очень серьезный шаг, - считает он, - ведь все остальные промолчали».
Геннадий Афанасьев напоминает, что первым, кто осмелился сказать о том, что нынешняя внутренняя политика государства исчерпала себя, были социал-демократы.
Все же эволюционный путь развития более стабилен. «Революции не будет, - говорит г-н Афанасьев, - но, я уверен, нас будут слушать. Сейчас власть с нами не общается вообще».
Разноцветная Эстония
Геннадий Афанасьев убежден, что стратегически СДПЭ оказалась сильнее, чем все другие партии Эстонии. Они отказываются от деления страны на «черное» и «белое», на создание образа врага, чем, по мнению политика, до сих пор пользовались лидеры и центристов, и реформистов вкупе с IRL.
Для соцдемов, как объясняет политик, объединение с РПЭ – не просто поход за русскими голосами. Электорат СДПЭ – люди с высшим образованием и молодежь, которые способны анализировать обстановку в стране, они в наименьшей степени зависят от национальности, поэтому, привлекая на свою сторону русских, соцдемы не теряют и своих эстонских сторонников. Если соцдемы смогут набрать голоса на следующих муниципальных выборах в Нарве, ситуация в городе, по убеждению Геннадия Афанасьева, может измениться кардинально.
Наша справка:
Председателем Ида-Вируского отделения СДПЭ избран Евгений Осиновский. Вице-председателями - Айли Ильвес и Арно Россман. В ревизионную комиссию входят Тамара Луйгас, Эдуард Коппе и Кюлли Бахман.
Лидером социал-демократов Нарвы был и остался Виктор Веево. От депутатов Рийгикогу в партии «отвечает за Нарву» Яак Аллик. Геннадий Афанасьев, согласно договору, стал членом правления Нарвского отделения СДПЭ.
Виталий Школа
Комментарии
Вы ещё печатаете рассуждения этого клоуна?!
Отправить комментарий