Цену смерти спроси у мертвых: 97 лет Декабрьскому коммунистическому восстанию в Таллине
1 декабря 1924 года в столице Эстонии была жестоко подавлена попытка повернуть республику на коммунистический путь развития. Подробнее об истории "декабрьского мятежа" читайте в материале Sputnik Meedia.
Фото: Аллан Хантсом / Sputnik Meedia
Ровно 97 лет назад тихий утренний покой таллинских улиц был нарушен грохотом взрывов и трескотней выстрелов: началось Декабрьское коммунистическое восстание 1924 года.
Что послужило причиной восстания
Вооруженное выступление сторонников коммунистических идей в Эстонии, потерпевших поражение в гражданской ("Освободительной") войне 1918-1920 годов, началось не на пустом месте.
Власти республики, испугавшиеся успеха коммунистов на выборах в парламент в 1923 году, когда 10 депутатов Рабочего народного единого фронта сформировали в Государственном собрании "красную" фракцию, начали раскручивать против них маховик террора.
К этому времени, хотя Компартия в Эстонии была официально запрещена, численность активистов коммунистических организаций в стране достигла примерно двух тысяч человек. Издавалась даже своя газета – Kommunist.
В январе 1924 года полиция разгромила около 300 левых профсоюзных организаций и коммунистических ячеек. Были арестованы и приговорены к пожизненной каторге несколько десятков коммунистов, в том числе и депутаты Рабочего народного единого фронта, а одного из "красных" парламентариев - Яана Томпа – расстреляли всего лишь за выкрикнутую им во время судебного заседания фразу "Да здравствует правительство рабочих и крестьян!".
Кстати, сидели арестованные коммунисты в бывшей крепости Петра Великого в Таллине, переделанной новыми властями Эстонии в Батарейную тюрьму. Словно в издевку над ними сегодня там устроили "Музей жертв коммунизма".
© ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ
Члены Совета Эстляндской трудовой коммуны. Слева направо: Х. Пегельман, Я. Анвельт, О. Рястас, Й. Кясперт, М. Тракман, К. Мюльберг и А. Вальнер
В этих условиях находившееся в подполье руководство эстонской Компартии решило не ждать пассивно конца, а попытаться захватить власть. С этой целью в помощь землякам на родину из соседнего Советского Союза прибыли "военспецы" Карл Тракман, Аугуст Лиллакас и Рихард Кяэр.
Общее руководство подготовкой восстания по разработанному ими плану взял на себя бывший глава Эстляндской Трудовой Коммуны Яан Анвельт. Командовать конкретными действиями восставших должен был Военно-революционный комитет, состоявший из 10 человек.
На что рассчитывало руководство восстания
Искрами, от которых должен был зажечься пожар восстания, его руководителям виделись боевые тройки, сформированные в ожидании "часа Х" в городах и при воинских частях. Подчиненные члены таких "троек" знали только своего командира, что позволяло в случае их раскрытия сберечь организацию.
К ноябрю "тройки", количество членов которых выросло до тысячи по всей Эстонии, стали сводить в более крупные боевые группы. Кроме того, на зов будущего коммунистического правительства республики должны были откликнуться добровольцы-интернационалисты из соседних стран: СССР, Латвии и Финляндии.
Однако поддержка коммунистических идей среди крестьян, многие из которых получили земельные наделы от государства за их участие в "Освободительной" войне, была слабой, а относительно немногочисленный городской пролетариат не проявлял себя достаточно активно.
Опасаясь, что Москва даст команду на отмену восстания из-за его недостаточной подготовки, его руководители не сообщали "центру" о подлинном положении вещей, выдавая желаемое за действительное.
Еще одной причиной поражения восстания стало то, что его пришлось начать раньше, чем планировалось. Действовать пришлось быстро, поскольку полиция неожиданно арестовала коммунистов Ханса Хейдемана и Вилли Троммеля, призванных возглавить вооруженное выступление в Тарту.
29 ноября на экстренном заседании Центрального комитета эстонской Компартии дату восстания назначили на ранее утро 1 декабря. Действовать решили в "стиле" российских большевиков октября 17-го года: прежде всего взять под контроль ключевые пункты столицы республики, отрезав ее от остальной Эстонии.
Как проходило восстание в Таллине
Ровно в 5:15 утра в только-только просыпающемся Таллине раздались выстрелы и взрывы: около 300 революционеров одновременно атаковали указанные им руководством объекты.
Восставшим удалось захватить Главпочтамт, военный аэродром Ласнамяги, здания нескольких полицейских участков и воинских частей, Балтийский вокзал, станцию Таллин-Вяйке, несколько аэропланов и даже танков. Они блокировали железнодорожное сообщение Таллина с Эстонией, подорвав два важных в стратегическом отношении моста, чтобы власти не могли быстро перебросить в столицу бронепоезда и оставшиеся верными правительству войска.
Однако фактически уже из рук революционеров ушел государственный старейшина Эстонии Фридрих Акель, а взять с ходу Военное училище в Тонди, Военное министерство и казармы конной полиции не получилось.
Правительство экстренно объявило в Эстонии военное положение – вся власть в республике перешла в руки главнокомандующего армией генерала Йохана Лайдонера, бывшего полковника Генштаба российской Императорской армии. На подавление восстания были брошены спешно подразделения, сформированные из офицеров, кадетов и полицейских, поскольку доверять рядовому составу не решились из опасения его перехода на сторону мятежников.
Разгром восстания
Через шесть часов с "Декабрьской революцией" в Таллине было покончено. Не сумев захватить центральные органы власти, восставшие не успели сформировать свое "правительство", чтобы официально обратиться за военной помощью к СССР.
Жертвами революционеров в уличных боях пал 21 человек, в том числе министр транспорта Карл Карк. Сторонниками правительства были убиты 12 мятежников.
Карательные меры властей не заставили себя ждать: по подозрению в связи с восставшими были арестованы несколько тысяч человек, более сотни из которых расстреляли по приговору военно-полевых судов, остальных посадили на длительные сроки заключения - все в ту же Батарейную тюрьму.
© CC BY-SA 4.0 / VARGAA
Здание Батарейной тюрьмы
Часть руководителей восстания сумела сбежать в СССР, в том числе и сам Яан Анвельт. Он найдет свою смерть в 1937 году, не выдержав побоев во время допроса в НКВД по делу о связи с латвийской разведкой.
© ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ
Яан Анвельт в 1925 году
Неудачная попытка восстания хоть и привела к очередному ухудшению отношений между Москвой и Таллином, но не стала поводом к их окончательному разрыву. Кремлю тоже было что предъявить Эстонии, на территории которой свободно чувствовали себя бывшие белогвардейцы, жаждущие реванша за свое поражение в России и периодически совершающие вылазки в СССР с диверсионным и шпионскими целями.
В самом СССР поражение сторонников коммунистических идей в Эстонии вызвало сожаление. "Если страдаешь, читая, как мелкий эстонский буржуйчик, этот взбесившийся от страха карлик, впивается клещами в тело своего народа, то, с другой стороны, волнует сердце тот изумительный, равный самым лучшим образцам пролетарского героизма подъем, с которым эстонские товарищи встречают зверскую расправу", - написал нарком просвещения Анатолий Луначарский в своей статье "Окровавленная Эстония".
Как оценивали Декабрьское восстание в Эстонии
В зависимости от текущего политического строя в Эстонии в разное время по-разному относились к событиям 1 декабря 1924 года, называя его то "восстанием", то "мятежем".
Само собой, в первой Эстонской Республике восставших немедленно объявили "предателями народа" и "большевистскими наймитами", а павших при защите правительства военных и полицейских – героями. В 1928 году в память кадетов Военного училища в Тонди, погибших в ходе подавления восстания, был установлен монумент работы Амандуса Адамсона – того самого скульптора, который создал знаменитый памятник утонувшему российскому броненосцу "Русалка".
© EESTI KAITSEVÄGI
Монумент в память кадетов Военного училища в Тонди, погибших в ходе подавления Декабрьского восстания 1924 года
В 1941 году власти уже Советской Эстонии уничтожили памятник антисоветским кадетам, установив в 1974 году в сквере напротив Балтийского вокзала в Таллине монумент участникам восстания 1924 года работы скульптора Матти Варика и архитектора Аллана Мурдмаа.
А в 1977 году на студии "Таллинфильм" режиссер Кальё Кийск снял художественный фильм "Цену смерти спроси у мертвых", рассказывающий о судьбе приговоренного к казни за участие в Декабрьском восстании Антона Соммера, прототипом которого послужил лидер эстонских комсомольцев Арнольд Соммерлинг, убитый полицейскими при попытке его ареста.
© ФОТО : ТАЛЛИНФИЛЬМ (1977)
Постер фильма "Цену смерти спроси у мертвых"
После восстановления независимости Эстонии монумент восставшим был демонтирован. В настоящее время его можно увидеть в скульптурном парке Исторического музея на таллинском холме Марьямяги, где он находится рядом с другими произведениями монументального искусства советской эпохи.
© SPUTNIK MEEDIA / АЛЛАН ХАНТСОМ
Памятник восставшим эстонским рабочим в парке Исторического музея на Марьямяги
Памятник кадетам, напротив, был восстановлен в 2009 году по сохранившимся фотографиям. А годом ранее в Эстонии сняли новую киноверсию подавления восстания/мятежа - художественный фильм "Декабрьская жара".
Ранним утром 1 декабря 2021 года у памятника в Тонди Силы обороны Эстонии провели торжественную церемонию в память кадетов Военного училища в Тонди, погибших в ходе подавления Декабрьского мятежа1924 года. В память погибших тогда и расстрелянных позже революционеров никто никакой церемонии не проводил.
© EESTI KAITSEVÄGI
Торжественная церемония в память кадетов Военного училища в Тонди, погибших в ходе подавления Декабрьского восстания 1924 года
Аллан Хантсом
Комментарии
Спутник, как обычно, забыл упомянуть, что восстание это было спланировано и организовано отнюдь не местнными коммуняками, а Коминтерном в Москве, часть лидеров была нелегально заброшена в Эстонию из СССР, а на месте поддержка коммуняк ыла на тот момент мизерной. Что и доказал весь ход этого т.н. "восстания".
У революционеров всегда так, дорвавшись до власти, они начинают вести себя, как пауки в банке, уничтожая на корню вчерашних соратников и сподвижников. А если бы победило это "восстание" то Анвельт возгавил бы репрессии в Эстонии. Ирония судьбы.
В твоей иронии бы мешает вымсыслы, фантазии, пройдет время и все вернется вновь, предатели народов Эстонии, эти шакалы, трусливо убегут к своиму заокеанскому хозяину. Мы все видели как это было в Афгане так будет и у меня на моей Родине, в Эстонии.
Зачем так далеко? Да и время уже прошло и предатели народов Эстонии уже убежали к своему гораздо более близкому хозяину. Помнишь такого Вайно? Успешно лижет хозяйский зад.
У вас всё впереди! Приятного амбре от хозяина со всех сторон!)))
У революционеров всегда так, дорвавшись до власти, они начинают вести себя, как пауки в банке, уничтожая на корню вчерашних соратников и сподвижников.- Чисто нынешняя украина!
Как вот эти шакалы труслово сбежали, да?
Про товарища Анвельта можно сказать - за что боролся, на то и напоролся. Ну зато на своей шкуре узнал, что такое реальный социализм марксистко-ленинского толка, который он сам собирался строить в Эстонии.
Ты где учился Неуч!)))))
Молодцы эстонцы, вот с кого русским пример нужно брать.
..pora bõ i narvskim sovkam ponjatj, 4to ento "dekabrskoje vosstanije" bõlo delom soslannõh kaza4kov - potomu i sdohlo tak bõstro )
А где ты был, несовок, в Советское время? Прятал свою жопу в подвале? Революционеры- настоящие люди! А ты как был крысой, так и остался!
"Мятеж не может кончится удачей, в противном случае зовется он иначе". Так оно и вышло.
Мятеж на Окраине вас удовлетворяет?
Отправить комментарий