Важные вещи Татьяны Сониной
Сегодня в уже ставшей традиционной рубрике журналисты газеты "Нарва" беседуют с нарвитянкой Татьяной Сониной - художником, сценографом, дизайнером, преподавателем искусства.
Фото: из частного архива
- Татьяна, что для тебя являются важными вещами?
- Важные вещи - верить, надеяться и любить. Стараться дать встречающемуся тебе человеку поддержку и помощь, делиться тем, что дает тебе радость. Не зарывать талант, творить, чувствуя связь с миром. Созидать и создавать, а не потреблять. Смотреть вперед, а не назад. Все важные вещи - просты, их нельзя купить, можно только получить в дар или как чудо подарить. Дружба, любовь, талант, радость, близкие люди, красота, искусство.
- Искусство для тебя - это способ самовыражения?
- Как правило, говорят, что искусство - это способ «самовыразиться». Но такое потребительское отношение ошибочно. Искусство - всегда нечто большее, это - разговор с Богом. И каждый раз - сотворение мира. Для меня важно рассматривать искусство как способ познания мира, как исследование, как подвиг.
- Ты любишь делать подарки?
- Конечно, но не только материальные. У меня хорошая работа, потому, что я очень люблю дарить знания и умения. Знания существуют, чтобы ими делиться. Такая радость, когда ты можешь что-то открыть новое, найти, изобрести, сочинить и поделиться этим с людьми. В этом есть и азарт первопроходца, и целеустремленность ученого и детское удивление и счастье дарить.
- Ты коренная нарвитянка?
- Я родилась и училась в университете в Петербурге, но большую часть жизни я нахожусь здесь, в Нарве.Удивительный город... Бывают дни когда я иду с гостями города или учениками по самым красивым местам. Рассказывая об архитектуре, истории и легендах Нарвы, я более всего удивляюсь и радуюсь людям, которые нас встречают. Такая отзывчивость, знание культуры и любовь к этому месту, энтузиазм.
В нашем городе живут самые начитанные таксисты, самые искренние дети, самые скромные композиторы, самые самоотверженные учителя, самые эрудированные смотрители, самые тактичные дворники, самые альтруистичные популяризаторы культуры, самые благодарные зрители.
- Ты счастливый человек?
- Счастье - делать то, что ты любишь. Мне всегда хочется объять необъятное. Экспериментировать. И поэтому возникают декорации по 150 м2, фрески в храмах, скромные книжки с 188 иллюстрациями, дирижабли, прозрачные летающие люди, коллекции одежды серебряного века и античных ювелирных украшений, фильмы, интерьеры, перфомансы от «Сотворения мира» до «Алисы в стране чудес».
- Знаю, ты любишь портреты - как ты работаешь над ними?
- Я рисовала примерно 700 портретов, каждый раз это - очень трепетный момент. Помню, когда Володя Чердаков увидел портрет, который я с него написала, он спросил с запинкой: «Неужели ты меня так любишь?» Я думаю, что каждый человек, которого я рисую, видит не только ту внутреннюю красоту, которую я стараюсь отобразить, но и чувствует эту любовь. Я помню один из важнейших советов моего первого учителя: «Прежде чем рисовать любой натюрморт, портрет, пейзаж, нужно влюбиться в натуру. И только когда почувствуешь восторг от того, что ты видишь, приступать к работе».
Бывает так, что рисуя кого-то, я чувствую душу этого человека как на ладони, когда прошлое и будущее как будто открываются. В такие моменты становиться совершенно очевидно то, как все мы в этом мире связанны друг с другом. Именно поэтому мне нравится работать в команде. Мне посчастливилось иметь прекрасных друзей. Так как все реже есть возможность увидеться, я особенно рада работать с ними над общими проектами. Идей приходит очень много и, когда есть хоть малейшая возможность сделать новые работы с людьми которых люблю, результат оказывается удивительным.
Например, много лет я сотрудничаю наряду с другими театрами, с театром «Отпад». В прошлом августе наш спектакль «Калека с острова Инишман» получив Гран-при представлял Эстонию на международном фестивале в Монако. Местная пресса сравнивала работу художника с полотнами Вермеера. Этот спектакль так же, как и постановка «Демона» в Нарве и спектакль «Танцы на празднике урожая» (Русский драматический театр, Таллинн) особенно нравились Адольфу Кяйсу. Он считал, что данная работа превосходит даже одноименный спектакль, показанный в рамках фестиваля «Золотая маска».
В результате содружества и со-творчества рождались такие проекты, как: «Нарва. Лики времени» и другие крупные фотопроекты с Ириной Кивимяэ, Дмитрием Базаровым, Андреем Кыламетсом, «Свадебное дерево» и Усть-Нарвское «Солнце» с Андреем Матвиенковым, фильм «Легенда о черном монахе» с Александром Кучмезовым, иллюстрации книги стихов Олега Севастьянова «Шаги по пустыне», «Прозрачность»(в Нарвском замке), «Жизнь света в пространстве, форме и звуке»(в городской ратуше), «Закрытие купальных сезонов» (у курзала, Нарва-Йыэсуу), «Беспечна дробина» (Польша) с Ольгой Тюриной, архитектурные и другие работы в области дизайна с Алексеем Ка-лачевым и Ксенией Балахничевой, многочисленные театральные работы с режиссерами Юлей Антоновой («Собака на сене», «Пигмалион», «Не уходи» и десятки других спектаклей), с Владимиром Прокопенко («Червоный валет» и «Маугли»), Олегом Крейсоном («Елизавета Бам», «Чайка по имени Джонатан Левингстон», «Поиграем с Архангелом»), Натальей Лесиной, Галиной Дидковской, Михаилом Румянцевым, Александром Лихуном (Санкт-Петербург), Дмитрием Пастуховым (спектакли театра «Пост скриптум», Йыхви), выставочные проекты, объединяющие по 80 художников из 14 стран с Лией Шульман (Санкт-Петербург) и Софией Школа, 16 международных проектов с моей польской подругой Лидией Беатой Барей и т.д....
Мои друзья, любимые ученики, студенты и коллеги часто вдохновляют меня на обыкновенные подвиги. Бессонные ночи, когда месяцами без отдыха работаем над конкурсными работами, например при подготовке к «Адмиралтейской игле» (Санкт-Петербург), вместо обедов купленные краски, холсты и ткани для костюмов, вместо выходных по 42 часа без остановки работа над фресками, сутками напролет после работы подготовка к театральным выступлениям и перфомансам и многое другое... Помните, как и Григория Горина в «Том самом Мюнхгаузене»: «.. не знаю, можно ли это назвать подвигом, но что-то героическое в этом есть». И, все-равно, мне кажется, что нужно бежать изо всех сил даже просто для того, что-бы остаться на месте, как в «Алисе в стране чудес». Каждый ученик, студент - целый новый мир. Иногда достаточно обучить и немного на-править, ободрить и результат превосходит все ожидания.
- Ты можешь назвать людей, которые повлияли на твою жизнь?
- Мне посчастливилось встретить в этой жизни удивительных людей, с которыми я поддерживаю мыс-ленный диалог и которым я всегда благодарна за творческий импульс и уроки высокого профессионализма. В области искусства театра это мои преподаватели и профессора РАТИ Михаил Николаевич Чумаченко и Олег Львович Кудряшов, Иосиф Леонидович Райхельгауз (создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы»). В мире поиска образа, передачи мировоззрения через сценический «язык» и стиль, это - уникальные Станислав Варкки и Лариса Лебедева (театр «Королевский жираф» (Россия-Эстония), Григорий Зельцер (режиссер «Лабора Тории», Москва), Керсти Уйбо (кинорежиссер ВВС), с которыми я всегда рада работать и сотворить.
В сфере сценического движения Андрей Борисович Дрознин (прфессор Театрального института имени Бориса Щукина). В области сценографии - это Дмитрий Крымов и Юрий Хариков (прекрасные и очень известные сценографы России, их поддержка и высокая оценка моих работ помогла мне, как поет Гребенщиков, «дви-гаться дальше»). В области изобразительного искусства, конечно, мои первые учителя: Кузнецов, Титов, Сирициус, Слепокуров, Дмитриева, Уваров, Страковский, Тайдре.
Одной из самых значительных для меня стала работа над проектом «Русские, они такие..» на сцене «Nokia» (Таллинн). Юлия Ауг (Москва) предложила мне участие в этой работе не просто потому, что мы много лет дружим. Это - честный, точный, откровенный вербатим-спектакль, полностью состоящий из монологов реальных жителей Эстонии. Документальный театр или вербатим - работа чрезвычайно сложная. Нельзя фальшивить, лукавить, «играть». Необходимо быть настоящим, живым, проживать «наедине со зрителем» личную и общечеловеческую драму искренне, без «штампов» и «заготовок». Эти высокие требования распространяются на все виды искусства. Задавая такую «планку», уже не имеешь права быть не на максимуме возможностей. Уравновесить жесткую требовательность к себе художник может только любовью к тем, ради кого он созидает. Много лет с этих строчек я начинаю урок в новом учебном году:
Очень просто нарисовать Венеру Милосскую: берем статую, ставим к стене и обводим ее тень по контуру. Сложнее изобразить лошадь-она движется. Еще труднее отобразить счастье, оно расплывчато и не имеет четких границ. Но что удивительно-шестилетний ребенок берет прутик и рисует на песке точный профиль будущего. Все так и ахнули!
Автор стихов, Геннадий Алексеев, был моим любимым учителем истории искусства в Архитектурном университете в Санкт-Петербурге и остается моим любимым поэтом до сих пор. Несколько лет назад я посвятила ему перфоманс в Художественной галерее, когда, читая его стихи, я успевала писать акрилом на 4-метровом холсте те образы, которые он описал в поэзии. Его поэму «Жарптица» я считаю обязательной к прочтению.
Особый мир - это книжная иллюстрация и работа художника с музыкальными произведениями. Сейчас я работаю над десятой книгой и с большим интересом и радостью наблюдаю за плеядой моих учеников, ставших иллюстраторами.
Очень люблю работать с Нарвским симфоническим оркестром, музыкантами и композиторами Алексеем Маракулиным (Москва-Прага) (перфоманс»Легенда», Алексеем Зубаревым (Санкт-Петербург) (перфоманс «Алиса в стране чудес», Дмитрием Гусевым (Москва) (мюзикл «Тень»), Всеволодом Поздеевым, Денисом Коцаренко и трио «Сеньо» (литературно-музыкальные проекты с участием Рустема Галича (США)), иногда импровизирую сама.
Главным вдохновителем в музыке и педагогике для меня стала моя учительница музыки Надежда Алексеевна Бакулева.Мои способы порадовать себя: стараюсь быть в курсе премьер в Мариинке (реально) и Метрополитен Опера (виртуально).
Для меня этот год стал «урожайным» на события. Вышла книга акварелей (Санкт-Петербург), персональные выставки в Кадриоргском дворце и Русском культурном центре (Таллинн), персональная выставка в музее Рериха (Санкт-Петербург), сценография (международный театральный фестиваль в Монако), создание костюмов для Русского карнавала «Королевского жирафа» (Франция), оформление и декорации оперы о Рильке и Цветаевой (Швейцария), показ спектакля «Влюбленный Шекспир» (международный театральный фестиваль АППАРТ) (Санкт-Петербург), костюмы оперы «Орфей» (Волгоград), победы учеников Кесклиннасской гимназии и студентов Высшей школы «Майнор» на международных конкурсах, выступления с перфомансами в НКТУ и на «Перекрестках искусств» (в Художественной галерее), участие в Венецианском карнавале (Таллинн) и пр.
- Ты можешь вспомнить трогательные моменты в твоей жизни?
- Все мы получаем подарки: кто-то здоровье, кто-то дружную семью, кто-то жизнь в прекрасном месте с удивительной историей, кто-то способность приносить другим радость. Наша способность принимать с радостью дары, уметь видеть их, удивляться их уникальности помогает преодолевать трудности и препятствия. В моей жизни случались действительно поразительные события.
Воспоминания о них как солнечные зайчики, помогают душе согреться. Вижу их отчетливо, как картины: В Крыму в бухте Капсель плаваю с дельфином и нахожу каменные плиты, в зарослях водорослей похожих на белые розы с пузырьками воздуха вместо капелек росы;
Поднимаюсь в горы и смотрю в бесконечную даль, а на закате попадаю в стаю морских чаек, огибающих в своем вечернем полете прибрежные скалы. Сила взмахов крыльев сотни птиц создает такую сильную волну воздуха, что меня приподнимает над землей; Спускаясь бегом стремительно с горы уже почти в темноте, оказываюсь у руин раннехристианского храма, разжигаю костер и слушаю ночь до рассвета;
Ищу дорогу к Крыпетскому монастырю, бреду по болоту, вдруг вспыхивает радуга и указывает правильную дорогу. Через минуту я уже вижу как в озере отражается собор и плавают 9 белых лилий. Первая лекция в Университете, читает Г. Алексеев. С распахнутыми глазами слушаю каждое слово.
Через два года его не станет после второго инфаркта. Его роман, напечатанный только после смерти, будет содержать точное описание места и деталей смерти поэта, так его и найдут. Солнечный день в Петербурге. Встречаю удивительных по красоте и гармонии трех человек: мужчину, молодую женщину и юношу. Они похожи друг на друга, как близнецы, у всех сверкающие синие глаза. Никогда не встречала такую семью, как единое целое. Весь день мы гуляем по паркам и садам, смотрим, разговариваем, рисуем. Женщина дарит мне крестик. Вечером оказывается, что все они из разных городов, встретились впервые и расстаются навсегда.
Передо мной ученица, совсем крошка, с последствиями церебрального паралича. Провести кружок на бумаге - задача непосильная. Через год в Художественной галерее ее наградят за первое место на конкурсе рисунка. Я буду плакать от счастья когда на ее слабые ручки будут выкладывать призы, и ее отец дрогнувшим голосом поблагодарит жюри.
На сцене московского театра «Школа современной пьесы» волей случая играю в спектакле «Сегодня не играем», за столиком с Ириной Алферовой и телеведущим Андреем Максимовым, который берет у меня интервью о первой любви. Я говорю, плачу, танцую вальс с Альбертом Филозовым, сценария практически нет, все, что происходит, абсолютно непредсказуемо. После спектакля Саид Багов завет нас с Юлей Ауг в книжный магазин (в Москве они работают до 2 часов ночи и становятся прибежищами для книгоманов).
Кажется, что с тех пор больше не плачу.Но самое главное, что именно в последние годы я чувствую такую сильную поддержку от всех нарвитян, отзывчивость, доброжелательность. Так много людей спешат с помощью, советом и добрым словом. Спасибо вам, дорогие мои!
- Татьяна, как тебе удается при таком бешеном ритме жизни оставаться такой очаровательной и молодой?
- Не успеваю стариться, мало сплю, мало ем, много времени провожу с детьми в школе, и, конечно, сама остаюсь в чем-то ребенком. Люблю то, что делаю. И еще вспоминаю слова Вячеслава Полунина: «Жизнь периодически нужно встряхивать, иначе она может запылиться!»
- Спасибо тебе за интересную беседу и удачи в творчестве!
Беседовала
Ольга Чупова
Комментарии
Татьяна,А Вы не считаете важными вещами связь со своим учеником?
Ответ на вопрос содержится в статье, если читать внимательно. Для любого художника является важным связь с учеником, Леонардо да Винчи за это даже судили. Художники они такие..., в Зазеркалье живут.
ЧИТАЮ И ДУМАЮ.............КАК ЖЕ НАДО УЛЕТЕТЬ В ОБЛАКА,ЧТО ДАЖЕ НЕ ВСПОМНИТЬ,ЧТО ТАНЯ ШОРНИКОВА/СОНИНА/ ЗАКОНЧИЛА 12 ШКОЛУ В НАРВЕ,В УПОР НЕ ВИДЕТЬ ОДНОКЛАССНИКОВ/НЕ ЗДОРОВАТЬСЯ С НИМИ/ ИЛИ ТЫ ДУМАЕШЬ,ЧТО МЫ ЛЮДИ НЕ ТВОЕГО ПОЛЕТА? ТРОГАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ В ЖИЗНИ.......А ГДЕ ЖЕ РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ,МАМА В КОНЦЕ КОНЦОВ? РАЗВЕ ВСЕ ЭТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ ДЛЯ НЕЕ?
Радуйтесь, что не заметила - здоровее будете - не кинет и не подставит с ангельской невинностью...
Лучше иногда падать, чем никогда не летать.
Оскар Уайльд
Отправить комментарий