Весенний день в русской деревне
Пишет бывшая жительница США Laura Williams, ныне уже 10 лет живущая в российской глубинке с русским мужем и именем Лора по фамилии Шпиленок: Здравствуйте! Меня зовут Лора (Laura). О жизни в деревне в этом сообществе мало кто пишет, тем более с точки зрения американки. Я живу в России более 20 лет, большинство из них в маленькой деревне (население 10 человек) в Брянском лесу. Мой муж русский фотограф дикой природы и довольно известный блогер - shpilenok. Правда, сейчас он на Севере в фотоэкспедиции. Я тоже занимаюсь охраной природы. Я еще и писатель, что позволяет мне работать дома и находиться рядом с нашими двумя мальчиками (им 9 и 12 лет). Пишу статьи, книги.
Добро пожаловать в мой мир: деревня Чухраи, Брянская область. Это - очерк об одном весеннем дне, 13 марта.
2. В будние дни «на работу» ходят только дети – в третий и шестой класс. Сельская школа находится в 15 км от нас по лесной дороге, поэтому нужно выезжать в 8:30 утра. Соответственно, я встаю в 7:30. Наша собака Ника встречает меня с утра на экране телефона.
3. Я кормлю толпу голодных домашних животных (еще будут «уличные»): котик Гоша, кошка Рыська, собака Ника.
4. В 7:45-8:00 подъем детей. Приходится заходить к ним по несколько раз, чтобы разбудить их. Еще топлю печку.
5. Я кормлю детей завтраком, обычно это яичница, сырники или оладышки. Если муж дома, то иногда я кормлю его тоже, но вообще уже «натренировала» его готовить завтрак самому.
reakfast.
6. Отправляю детей в школу: первый пошел (второй уже пошел). Обычно муж возит детей, но так как его сейчас нет, отвожу я. Черный кот, кстати, соседский. Но мы уже привыкли, что он каждое утро переходит нам дорогу.
7. Ника каждое утро сопровождает нас.
8. Сегодня наш третьеклассник учится один. Одноклассница приболела.
9. Теперь весь дом – мой! Я пью чай, закидываю стирку в машинку, проверяю электронную почту и сообщения в блоге. Сегодня еще надо закончить статью о диких тюльпанах в Калмыкии для американского журнала. Писательское кресло зовет!
10. Чуть-чуть поработала, но погода такая шикарная! Солнце ярко светит, тепло. Заманивает на улицу. Там проверяю сову неясыть, которую нам привезли на Новый год: поезд сбил ее. Она чудом выжила, но крыло у нее сломано. Поживет у нас пока. Я проверяю, съела ли она куриные желудки, которые я с вечера оставляла ей.
11. Сова выглядывает из дупла, но вылезает она оттуда только ночью.
12. Ника ждет, чтобы я с ней погуляла. Ладно девка, гулять, так гулять!
13. Земля уже мягкая. Я решила проредить старую клубнику и пересадить на новые грядки.
14. Убираю зимнее укрытие из соломы с высоких грядок, которые мы сделали в прошлом году.
15. Из-под соломы, видно, что чеснок уже просыпается от зимней спячки.
16. Кони пришли из леса. Они у нас все время пасутся на свободе, кроме лета, когда их нужно закрывать, чтобы не топтали огороды у бабок. Когда они приходят, я всегда даю им овса. Наш с Зорькой портрет.
17. Даю кухонные отходы курам, но чужой кот нагло лезет в их тазик.
18. Собираю яйца в курятнике и забираю их домой.
19. Работу по двору закончила к 12:00 часам. Подкинула дрова в печку.
20. Скоро дети приедут из школы, надо приготовить им поесть. Когда мужа нет, балую их типичными американскими блюдами такие как домашняя пицца или такос (они и быстрые и вкусные). Муж такие блюда не ест. Когда он дома, готовлю борщ, мясо с картошкой, курицу, салаты.
21. Рыська просится домой. Она входит только через форточку. Я для нее просто швейцар.
22. Дети уже дома, я кормлю их обедом. Я для них просто повар.
23. Пока мою посуду, любуюсь видом из окна. Мы сами построили дом, на это потребовалось 10 лет. Об этом кому интересно, ниже.
24. Пока дети катаются на велосипедах, я решила прокатиться верхом на Орлике в лес.
25. Мы с Орликом на фоне деревни.
26. По дороге я встречаю нашего соседа, на удивление сегодня он трезв.
27. В деревне грядки ждут пока местные бабушки не проснутся от зимней спячки.
28. Сосновый бор со спины лошади.
29. В лесу любуюсь верхушками деревьев.
30. Дальше прохода нет: граница заповедника «Брянский лес». Мы с Орликом возвращаемся назад.
31. В деревне я повесила банку для сбора кленового сока. Ой, как вкусно!
32. Люблю собирать местный «антиквариат».
33. Нужно пересадить цветок, который мне подарили на 8 марта.
34. И полить рассаду – цветы, брокколи, помидоры.
35. Дети иногда телевизор смотрят после школы, но сегодня зал пустой. Все во дворе.
36. Я сажусь писать пост для блога.
37. Я в своем кабинете под гнездом аиста.
38. Вечером я готовлю ужин, пока дети (с котиком) делают уроки.
39. Закат в деревне.
40. Отбой между 10:30 и 11:00 вечера. Завтра все начнется снова.
Дом, который построили мы.
Стройка в процессе. Construction in progress.
Дом, в котором мы живем строился 10 лет. Пока его строили, жили в стареньком, но уютном деревянном доме с удобствами во дворе. Мылись и стирались в бревенчатой бане. Игорь захотел построить каменный дом из-за того, что браконьеры часто угрожали поджечь деревянный, и даже пытались это делать.
В строительных делах Игоря я называю «доктор фундаментных наук» потому, что он сам всегда закладывает фундамент.
Когда я переехала в деревню в 1997 году, фундамент уже был готов. Первое, что я заметила, были большие железные ворота, которые возвышались над начатыми стенами. Игорь мне сказал, что строит гараж. По всей нижней части фундамента был уложен красивый узор из камней и булыжников. «Какой прекрасный гараж!» - я воскликнула. Мне было любопытно откуда камни взялись, ведь, на Брянщине почва песчаная и таких материалов в строительных магазинах не было. Однажды мы ехали по полевой дороге и Игорь свернул и заехал на поле. Пару минут чего-то искал, потом остановился-таки и мы вышли. Он мне показал торчавший из земли фрагмент крупного гранитного камня. «Видишь» - сказал он, «на Брянщине камни растут из земли». Он его пнул пару раз ногой и сказал, что еще рано снять «урожай», надо дождаться до следующего года, когда морозы-оттепели сами его вытолкнут. Оказывается, что 10 тысяч лет назад, камни были занесённые сюда ледниковой мореной, некоторые из них постепенно оказываются на поверхности земли. Так он понемногу собрал сотни декоративных камней для фундамента дома.
Потом Игорь всё-таки признался, что намерен построить дом. Ну, раз я тут тоже собралась жить, начала различными способами вносить свой вклад. Сам процесс привоза стройматериалов был приключенческим. Большой грузовик по нашей дороге не проезжал, приходилось кирпичи сначала разгружать у дома родителей Игоря в соседней деревне, где кончается асфальт. Потом по 700-1000 кирпичей вручную складывать на УАЗик-головастик и довозить маленькими партиями до Чухраев. Для дома понадобилось около 70 тысяч кирпичей. У стройки мы их вручную разгружали и складывали. И так много-много раз. Пару раз головастик застревал на дороге и, чтобы его вытащить, приходилось прямо на болоте разгружать кирпичи, вытаскивать машину, и снова загружать их обратно.
Кирпич тогда стоил рубль. Игорь стал всё считать в кирпичах. Заедем в кафешку, чтобы перекусить по дороге за стройматериалами, а Игорь с горечью считает: «Глянь, мы только что съели 100 кирпичей!»
Потом он пригласил аккуратного каменщика Мишу из Трубчевска, чтобы помочь с кладкой. Мы все носили кирпичи на стройку по 5-6 штук– сначала на первый, а потом уже по трапу на второй этаж. Так, как каменщик жил в другом районе, ездить на ночевку домой по нашей дороге было нереально. Он вместе с нами жил в маленьком доме неделями, а то и месяцами, пока не кончались кирпичи. Местный мужик Степан помогал размешивать бетонный раствор.
А мне нужно было постоянно всех кормить. После нескольких недель я уже устала, начала жаловаться Игорю, типа: «За что мне такая тяжелая судьба? Я, ведь, дочка свободной американской женщины, а тут я все время на кухне стою!» Игорь меня успокоил: «Ты что? Это твой вклад в наш дом! Пожалуй, самый важный! По крайней мере не менее важный чем раствор между кирпичами». Еще он предложил мне размешать бетон, раз я такая свободная. «Нет уж, спасибо» - ответила я, «Пойду-ка я суп перемешаю».
Следующий этап был еще хуже – штукатурный – когда жила бригада из 4-5 человек, вся покрытая белой пылью. Были и большие перерывы между приездами строителей, когда кончались кирпичи или деньги или дорога. Еще бывало, что погоды не было: то дождь, то мороз, то жуткие комары не давали работать. На долгие перерывы стройку консервировали. Так и вышло, что строительство тянулось 10 лет (но только последние пять, слава Богу, при моем участии).
Первый этаж строящего дома был закрыт бетонным перекрытием, УАЗик уже стоял в новом, красивом гараже, который был оборудован даже смотровой ямой. А я всё думаю, а где же будет моя кухня? Первый этаж вроде не маленький – 7х7 метров. Но неотапливаемый гараж занимал больше половины площади, и его толстые стены и перекрытия отгородили жилую часть дома от холода. Остальные помещения были технические – длинный коридор, площадка для лестницы, котельная с санузлом.
Архитектора не привлекали, в дизайнере не нуждались, типа, сами с усами. Игорь сообщил, что кухня будет на втором этаже, вместе с залом. А кроме зала, там была еще небольшая спальня. Когда представляла как я буду тащить продукты наверх по лестнице, что не будет даже места для стола, стала его уговаривать отдать мне гараж. «Земли много, кирпичи остаются, вот и построишь себе гараж». Так он и сделал. В результате, вместо смотровой ямы, у нас появился погреб. Правда, уже когда стояли стекла на месте гаражных дверей (ворота оставили, обшили вагонкой, на случай, если нужно будет закрыть большое окно), Игорь пару раз по старой привычке чуть не заехал на УАЗике в кухню через окно.
Еще кое-что не рассчитали, например, площадка для лестницы оказалась маловата. Пошутили, что, может быть, лифт сделаем вместо ступенек, как раз на старость пригодится. Пришлось ее сделать довольно крутой. И что интересно, к тому времени я уже была беременна первым ребенком (Игорь мне разрешал носить только по 1-2 кирпича). А детскую комнату вообще не предусмотрели! Пришлось еще сделать пристройку, чтобы всех разместить.
За один месяц до родов, я собралась на родину к маме рожать (позже нельзя – в самолет не пускали). А Игорь остался доделывать гараж, он ближе к родам приехал. Последние штрихи я помогала наносить до самого отлета, отделку закончили и часть мебели завезли, чтобы с новорожденным сразу поселиться в новый дом. Накануне моего отъезда организовали новоселье, приехали семья Игоря, друзья. Даже не верилось, что мы это сделали. Если бы я жила в Америке, я ни за что не взялась бы самостоятельно строить дом. А тут, в таких условий – куда уж тяжелее – всё-таки построили.
Когда стали жить в новом доме – все красиво, уютно, все условия для жизни с малышом (вода, тепло, простор), я всё равно немного по старому деревянному дому скучала. Через стеклопакет не слышно утреннего пенья птиц, а с удобствами в доме нет необходимости утром сразу выскочить по нужде на улицу и одновременно любоваться туманным облаком над озером. Ну что делать? Чтобы что-то получить, надо чем-то пожертвовать. А озеро и птицы всегда за дверью, как только мне удается оторваться от домашних дел…
Комментарии
Великолепная статья! Спасибо! Одно удовольствие читать и смотреть.
А дом... это не дом, это целый дворец
Отправить комментарий