Власти продали квартиру жительницы Лаагри, пока она была в больнице
Жительница Лаагри, Урве Сакс, неожиданно выздоровела после тяжелой болезни, но обнаружила, что местное самоуправление продало её квартиру, пока она находилась в больнице, и теперь у неё нет жилья.
Урве Сакс показывает репортеру "Очевидца" многоквартирный дом, в котором находится принадлежавшая ей квартира. Автор фото: ERR / Pealtnägija
Три года назад Урве Сакс, страдающая алкоголизмом, попала в больницу с инсультом. Считалось, что она не выживет. Однако вопреки ожиданиям, она выздоровела, но узнала, что волость Сауэ продала её квартиру, пока она лечилась. Вернуться в свою квартиру она не может.
"Это было сделано по нашей инициативе, когда стало ясно, что её пребывание в доме попечения будет долгосрочным. Волость обязана покрывать расходы на дом попечения, и это довольно распространенная практика", – пояснил старейшина Сауэ Андрес Лайск в передаче ETV "Очевидец".
Ранее Урве работала на конфетной фабрике, поваром в кафе и водителем троллейбуса. Она переехала в дом на улице Редизе в Лаагри к своей матери 25 лет назад после расставания с партнером.
После смерти матери Урве унаследовала треть квартиры, остальная часть досталась другим родственникам, которые подарили свою долю человеку, которого Урве никогда не видела. Этот человек пообещал ей возможность жить в квартире до конца жизни при условии оплаты коммунальных услуг. Несколько лет назад Урве начала социально деградировать.
"Это нельзя было назвать квартирой. Это была свалка. Оттуда вывезли два грузовика мусора. Он был буквально на балконе, в ванной, пол был весь уделан", – сообщил совладелец квартиры Юри.
"Речь идет об алкоголичке с долгой историей зависимости, что привело к множеству проблем со здоровьем", – отметил Лайск.
"Я употребляла алкоголь, но не каждый день, один-два дня в неделю", – утверждает Урве.
Хотя её быт был удручающим, волость об этом не знала. 10 сентября 2021 года Урве вызвала скорую помощь из-за ухудшения здоровья.
"Я больше не могла говорить нормально, рот был перекошен. Я сама вызвала скорую, а когда она приехала, я упала с носилок и больше ничего не помню", – вспоминает она.
"Она была по сути асоциальной, её квартира была непригодна для жизни. У неё были серьезные проблемы со здоровьем, она круглосуточно носила подгузники и была истощена. Скорая отвезла её в PERH, оттуда её перевели в Кейласкую попечительскую больницу, где возникли долги. Больница обратилась к волости для их покрытия", – рассказал старейшина.
Это был первый раз, когда Урве попала в поле зрения волости Сауэ. Через три месяца волость подала в суд на признание её недееспособной. Суд удовлетворил ходатайство на основании экспертного заключения в начале 2022 года. Поскольку у неё нет семьи, волость назначили опекуном.
"Суд пришел к выводу, что установление опеки было обоснованным", – сообщила судья Трийн Сиймпоэг.
"Согласно врачам и экспертам, её состояние было необратимым", – сказал Лайск.
Пока Урве была на грани жизни и смерти, волость, как её опекун, начала продажу её части квартиры для покрытия расходов на дом попечения.
"Возможно, они предполагали, что Урве не выздоровеет, а плата за дом попечения была высока", – отметила новый опекун Урве Герли Аулик.
"Нет, конечно, это не так, никакого злого умысла не было. Если бы процесс начался сегодня, мы пришли бы к тому же результату", – сказал Лайск.
Критики ставят под сомнение не только скорость действий волости, но и цену, по которой была продана часть квартиры. Долг за коммунальные услуги составлял несколько тысяч евро, а квартира была в очень плохом состоянии.
"Квартира была в ужасном состоянии. Я выполнил соглашение, позволив ей жить там до конца жизни, но она не выполнила свои обязательства по оплате коммунальных услуг и заботе о квартире", – напомнил совладелец Юри.
"Квартира нуждалась в капитальном ремонте, чтобы сделать её пригодной для проживания. Сделать это в рамках совместной собственности невозможно, особенно если у одного из владельцев нет денег", – констатировал Лайск.
В итоге волость продала треть квартиры Юри Тийтсу за 5000 евро в рассрочку на 10 месяцев. Суд утвердил сделку в апреле 2022 года.
"Волость оправдывала продажу квартиры долгами. Волость предоставила суду разные данные: сначала долг составлял 10 000 евро, затем – от 17 000 до 19 000, что значительно отличается", – отметила опекун Аулик.
"Документация по этому вопросу была недостаточной. Расчет показал, что потенциальное требование совладельца составляет чуть более 10 000 евро. Учитывая стоимость трети квартиры, остаток был порядка 5000 евро", – пояснил Лайск.
Квартиру продали после улучшения состояния Урве
Вырученные волостью 5000 евро уже потрачены на дом попечения. Урве внезапно пошла на поправку до завершения сделки купли-продажи.
Волость утверждает, что держала женщину в курсе дела, насколько это позволяло её состояние. Урве же заявляет, что узнала о завершении сделки случайно, встретив Герли Аулик в доме попечения. Женщины разговорились.
"Она была очень активной, передвигалась в инвалидном кресле, открывала двери и переезжала через пороги. У неё был острый ум и чувство юмора. Она упомянула, что её квартиру продали, что её беспокоило", – вспоминает Аулик.
Аулик попыталась разобраться, но без юридических полномочий не смогла получить ответы. Урве тем временем стремилась вернуться домой. В конце 2022 года Урве подала заявление об освобождении от опеки, но её психическое состояние оценили как не способствующее принятию самостоятельных решений, несмотря на физическое улучшение.
Урве попросила сменить опекуна, и в ноябре 2023 года её представителем стала Герли Аулик. "Судья решила, что это надежный человек", – сказала судья Сиймпоэг.
Тем не менее, когда новый опекун получила доступ к документам, выяснилось, что квартира продана и Урве не может в неё вернуться. Урве и её опекун не считают произошедшее обманом со стороны волости, но видят в этом несправедливость: пожилая женщина потеряла дом в сложных обстоятельствах, и другие люди могут оказаться в похожей ситуации без поддержки близких.
"Сколько таких как Урве? Людей в домах попечения без близких, которые могли бы их поддержать. Как человеку без семьи выбраться из такой ситуации? Если опекун считает, что человек недееспособен, как он может доказать обратное?", – задается вопросами Аулик.
"Вместо того чтобы хвалить персонал дома попечения за хорошую работу, мы обсуждаем второстепенные вопросы", – заявил старейшина волости.
Волость предложила Урве социальное жилье, но она отказалась из-за временного договора, опасаясь, что через год её снова выселят. Волость опасается, что Урве снова начнет пить.
Комментарии
Пить меньше надо .
Пей, не пей, а все равно сдохнешь. Но перед этим ты станешь старым и слабым. И у тебя отберут квартиру. Ха-Ха-ха
Отправить комментарий