Живём мы на границе и ничего понять не можем
Пишет Александр Васнецов, житель Печёр: Вот никак не могу понять: отношение ко всему русскому в Эстонии — это обида на что-то произошедшее в истории, или черта характера, или удачная пиар-акция, внедрившая в головы определённой части эстонцев то, как они должны относиться к проявлениям русского? Например, уже даже не смешно слышать о ситуации с русским языком в Эстонии, о настоящей борьбе русскоязычных школ за жизнь и право давать людям то, что те хотят.
Мы живём в маленьком городе Печоры на российско-эстонской границе, в том самом, который в 1920 году по договору с Советской Россией попал под юрисдикцию вновь созданной Эстонской республики (потом история, конечно, всё вернула на свои места). Но до 20-го года в Печорах практически не проживали эстонцы, а после 20-го года их переселили сюда в достаточных количествах. Достаточных для того, чтобы они оставили свой след и в истории города, и во внешнем облике.
Так ведь нынешние печеряне не таят никаких обид на эстонцев… И сегодня язык тут эстонский изучают, и песни эстонские поют, и дружат между собой — и никакого «камня за пазухой».
Что это? Действительно русское великодушие существует, как черта национального характера, и никуда оно не делось с течением времени. Или это наоборот — бесхарактерность?
Почему же на сопредельной стороне границы даже школам нужно вести борьбу, чтобы оставаться школами?
«У Эстонии не получается расстаться с карательными элементами и подходами к тем, у кого родной язык отличается от эстонского», — так Андрей Лобов, член совета НКО «Русская школа Эстонии», прокомментировал отношение нового правительства к русским школам в своём материале на информационном портале Русской общины Эстонии Baltija.eu.
И самое удивительное — если раньше считалось, что такое отношение исходит от высшего руководства страны, то со сменой правительства, выяснилось, что это не совсем так.
Стоило прозвучать мысли, что «в местных русских школах будет вновь осуществлён переход к полностью русскоязычной программе обучения», как на правительство обрушились некие граждане с вопросами «как же так, вы собираетесь чего-то позволить русским?». Хотя в Конституции Эстонии есть статья, о которой напомнил даже новый премьер-министр Юрий Ратас: согласно Закону об основной школе и гимназии (статья 21) у попечительского совета учебного заведения есть возможность выбирать язык обучения.
Так что за ген вживлён этим гражданам, что они ничего русского на дух не переносят?
И самое главное — этот ген, похоже, хотят вживить и детям, которые давно не знают про советский период жизни Эстонии кроме как из учебников, а тем более — про «обиды» от русских.
Вот им и пытаются помочь войти в «общепринятый» в верхушках страны смысл понимания исторических вопросов, даже не оставляя возможности подумать, что может быть по-другому. Именно поэтому в школе в посёлке Лаупа под Тюри установили и бронзовый бюст бывшему эсэсовцу, наряженному в мундир унтершарфюрера и с железным нацистским крестом на шее.
Зачем это делают сторонники нацистских идей — понятно. Но зачем это нужно властям и обществу, которым бы наоборот надо бы стараться сплотить граждан республики, если они хотят, чтобы у страны было будущее?
Почему в эстонском обществе нет внятной позиции по таким вопросам, почему нет направления на разумный компромисс? Почему единичные поступки должны формировать мнение о ситуации в стране в целом?
21 октября 2016 года в школе эстонского поселка Лаупа прошла церемония открытия бронзового бюста унтершарфюреру СС Харальду Нугисексу.
Нам, простым жителям маленького города на границе вообще многое непонятно, и вопросов день ото дня появляется всё больше.
Почему даже крупные страны Европы, с сильной экономикой и сформированным гражданским обществом говорят сегодня о снятии никому ненужных и экономически бессмысленных санкций против России? А прибалтийские государства, соседствующие с Россией, упираются и настаивают на продлении... Вот и опять на встрече в Риге в декабре премьер-министры Эстонии, Латвии и Литвы заявили об этом.
Да в России уже не просто привыкли к этим санкциям, но производители продуктов питания, сельскохозяйственные предприятия стали просить руководство России ни в коем случае не идти на их отмену, чтобы отечественные производители получили дополнительные возможности и стабильный период для укрепления отраслей.
Очень странно всё это, похоже на самоистязание эстонских чиновников: будем мучиться, пусть погибают свои хутора, фермы, предприятия, но у нас такая форма борьбы против России.
Отдельным политикам это может казаться самопожертвованием. А на деле получается — всё направлено против своих же граждан, причём, не только русскоязычных, а всех.
Каким-то уже вовсе человеконенавистничеством отдаёт.
В советские годы очень многие из наших мест — и всей Псковской области — ехали учиться, работать, жить в прибалтийские города: Пярну, Тарту, Таллинн, Ригу, Даугавпилс, Резекне, Каунас, Вильнюс, Друскининкай, Клайпеду — можно долго перечислять.
Редко кто тогда делился по национальностям, за десятилетия соседской жизни в прибалтийских республиках, там сложились огромные национальные общности русских. И большинство городов действительно говорили и на национальном, и русском языке.
Ну почему же теперь нужно годами вести сражения на языковой почве, почему не признать право людей говорить на родном языке, обучать детей родному языку и культуре? Какая опасность в этом для государственности?
В Печорском районе уже девять лет подряд проходит международный этнокультурный фестиваль народа сето «Сетомаа. Семейные встречи».
Наоборот — опасность может исходить только от запретов и противостояний. Сегодня в Эстонии у русскоязычной части жителей нет и возможности подавать на родном языке ходатайство в суд. Хотя в различных европейских странах такое право у представителей национальных сообществ есть. Потому что иначе это считается ущемлением прав людей.
В Эстонии же инициатива о внесении поправок в Закон о правовой помощи со стороны Социал-демократической партии вызвала жесткую критику. Хотя многие жители страны поддерживают такие инициативы.
«Правильно, нужен такой закон, как и равноправие. На каком основании государство, где живут две общины, игнорирует права одной из них. Закон — это договоренность, согласие народа на выполнение каких-либо условий и ограничений в обществе, способствующих взаимопониманию. Закон должен обеспечивать комфортное проживание народа в данном государстве, а не ограничение свобод трети населения. Государственная демократия подразумевает не ущемление меньшинства большинством, а разумный компромисс», — пишут люди на различных форумах.
Но будут ли услышаны? Если только Дональдом Трампом, избранным президентом США, которому жители Эстонии тоже пишут с просьбами посодействовать налаживанию внутригражданского компромисса и добрососедских отношений с соседней Россией.
Но мы, простые жители маленького города на границе, по-прежнему надеемся на здравый смысл обычных людей, которые должны когда-то задуматься о том «гене», который вживляют им и их детям. Ведь вряд ли он передаётся генетически.
Мы на протяжении долгих лет ездили в Таллинн к друзьям и родственникам, они приезжали к нам, мы дружим с эстонцами из близлежащих деревень и городов Эстонии — добрые и надежные люди. Но почему же в верховной власти не хотят замечать очевидного? Вот это мне непонятно.
Комментарии
Похоже на открытое письмо президенту, которое потом опубликуют в многих газетных изданиях. Конкретно кому заданы все эти вопросы? Простому жителю маленького приграничного города не надо задаваться такими вопросами. Потому, как само правительство Эстонии ответа на данные вопросы не имеет! А ответ "потому что!", думаю, никого не устроит. Так что не задавайте вопросов и получайте удовольствие - с увеличением акциза на спиртное и повышением налога на сахар, жители сопредельного государства будут чаще бывать в вашем маленьком приграничном городе. Там самыми создавая новые рабочие места и принося прибыль вашему ненавистному государству!
Это черта характера умноженная на пиар,получилась гремучая смесь для дураков.
Мне вот непонятно другое. Почему ни одна нарвская русская школа до сих пор не подала заявку на 100%-е обучение на русском? Тоже эстонские националисты виноваты?
Ответ прост- гордитесь что вы живёте не в тоталетарной Эстонии ,а в демократической Российской державе.
Интересно, а в России есть хоть одна школа с обучением на эстонском языке?
В тех же Печорах, или еще где-либо...
Даже если нет, то нафиг она там нужна? Или эстонцев четверть населения внезапно стало? Школы на национальных языках есть и их в России достаточно. Только есть они там, где есть реальная потребность обучения множества нерусских детей.
Отправить комментарий