Зимние, снежные, лыжные, сладкие: Таллинские каникулы полувековой давности
Начало уже второй учебной недели второго школьного полугодия и приход погоды, которая хоть немножко напоминает старую добрую зиму — самый подходящий повод вспомнить завершившиеся зимние каникулы и подвести их итог. Только не нынешних, которые дети проводят в основном за компьютерами и планшетами, а тех, что завершились полвека тому назад - в середине «золотых шестидесятых» — возможно, самого безмятежного и оптимистичного периода в истории Эстонской ССР и ее столицы.
«У спортивных организаций Таллина проблемы с сооружением современных трамплинов. Дельное предложение по использованию склона Тоомпеа». Карикатура Э. Вальтера из газеты «Õhtuleht». Январь 1966 года.
Новогодний сюрприз
Пятьдесят лет тому назад Дед Мороз дела в долгий ящик не откладывал: ртуть как упала ниже нулевой отметки после октябрьских праздников, так и решила не перешагивать ее до календарной весны. Снег тоже не заставил себя долго ждать. Стабильный его покров укутал Таллин в первой декаде ноября, постоянно нарастая: судя по газетным прогнозам погоды, «твердые осадки» просыпались над городом чуть ли не через день.
Словно по заказу, новогодняя ночь выпала не просто морозной, а снежной и вьюжной. Настолько, что в первый день наступившего 1966 года коммунальные службы столицы, похоже, с последствиями разгула стихии справились далеко не в полном объеме.
«Снегоочистительные машины — приспособления, конечно замечательные, да только вот хватает их пока еще не везде, — признавала газета «Õhtuleht». — Дворникам с привычными лопатами и метлами работы в эти дни тоже хватает».
Не хватало, по-видимому, самих дворников. Во всяком случае, на помощь им решили бросить молодежь. Не школьников, разумеется, а учеников ПТУ: Таллинского политехникума и горно-строительного техникума.
Насколько добровольным было начинание, сказать сложно. Но тротуары Пярнуского шоссе от перекрестка с нынешней улицей Лийвалайа до слияния с улицей Татари ученики в первый день января очистили.
Третьекурсники Геннадий Воронков, Виктор Федосов и Владислав Рязанов были упомянуты в газете: одновременно и награда за ударный труд, и «компенсация» за прерванные каникулы.
Проехали с весельем
Кто был морозам и снегопадам однозначно рад — так это поклонники зимних видов спорта: в шестидесятые годы они не просто вошли в моду, а стали по-настоящему массовыми.
Фаворитом был хоккей: «Молодежь Эстонии» сообщала об учениках 6-й школы, собственными силами соорудивших площадку для проведения хоккейного матча между жильцами домов номера 24 и 26 по Нарвскому шоссе.
А вот негласный городской «каток номер один», располагавшийся в ту пору на территории Таллиннского ипподрома, оказался в нерабочем состоянии: новогодний снегопад засыпал ледовое полотно на добрых сантиметров сорок. На помощь работникам ипподрома в срочном порядке был направлен бульдозер, но с капризами погоды справиться не помогла даже техника: только лед худо-бедно расчистили, как с моря подошла снеговая туча и вновь завьюжило.
Из положения нашли остроумный выход: юным конькобежцам предложили пересесть в… крестьянские сани, доставленные из парка-музея. А запрягли в них ездовых коней, иные из них были знакомы таллиннцам по съемкам в кинофильмах.
«Н-н-но! — кричит наездник Аугуст Рийсман, и лошади набирают ход. Заливаются бубенчики, визжат дети… Семь-восемь минут — и круг в тысячу сто метров проехали с весельем», — писал корреспондент «Õhtuleht».
Лыжи загодя
Зато лыжникам снегопады были нипочем: в вагоне ныммеской электрички газетный репортер насчитал добрую сотню школьников с лыжами на плече.
Под сосны Нымме спешили они не случайно: еще в завершившемся году здесь была оборудована первая специализированная лыжная трасса. Что немаловажно — с электрическим освещением.
Первый ее этап, протяженностью в полтора километра, был проложен в окрестностях трамплина, второй, длиной в пять с половиной километров, — между Хийуским стадионом, астрономической обсерваторией ТЛИ и улицей Тяхеторни.
Пассажиры «лыжного рейса» уточнили: они, ученики Детской спортивной школы Центрального района и 28-й средней школы, активно помогали коммунальщикам копать вдоль будущей лыжни фундаменты под фонарные столбы и устанавливать их.
Не обошлось без критики: оказалось, что освещение над трассой по неизвестной причине, включается только в шесть часов вечера, когда на лыжню выходили спортсмены старшего поколения, занятые днем на работе.
Сетовали газеты и на острый в продаже дефицит лыжных ботинок, креплений, палок и самих лыж: в самый разгар зимы сезонный этот ассортимент залеживаться, скажем прямо, не успевал.
Оказалось: многие таллиннцы покупают снаряжение… впрок, чтобы не остаться «голыми-босыми» в конце февраля, когда будут проводиться республиканские Зимние спортивные игры.
Туристы-школьники
В зимние каникулы 1966 года таллиннские школьники ездили не только пригородными маршрутами: от перрона Балтийского вокзала тронулись в путь традиционные в ту пору «поезда дружбы».
Девятиклассники 46-й школы отправились в гости к своим сверстникам за рекой Наровой: класс «А» — в Москву, класс «Д» — в Ленинград. Старшие классы 19-й школы, помимо этих городов, поехали еще и в Ригу.
Принимали таллиннцы гостей и у себя: по данным «Советской Эстонии», ставшие почти обязательным атрибутом зимних каникул туристические поезда доставили в город несколько сот школьников со всех концов Союза ССР.
«2 января в Таллинн уже прибыли триста шестьдесят юных туристов из Ленинграда, — уточняло издание. — 3 и 4 января в нашем городе гостят пятьсот семьдесят школьников из Мурманска. 5 января приедут четыреста пятьдесят туристов из далекой Тюмени».
Настоящий «украинский десант» высадился в столице ЭССР на первых январских выходных: 7 января четыреста школьников прибыли из Ивано-Франковска, двумя днями
позже, транзитом через Ригу, приехали пятьсот пятьдесят киевлян.
«Туристы-школьники познакомятся с достопримечательностями столицы Эстонии, посетят спектакли Русского драматического театра, побывают на школьных балах и елках», — знакомила с программой пребывания гостей газета.
Сладость воспоминаний
На елках, как известно, не обойтись без подарков; с учетом специфики школьных, как правило, съедобных и сладких.
В конце минувшего года подарок всем таллиннским сладкоежкам, а также неравнодушным к сладостям гостям города, сделал трест общественного питания Таллинна.
Часть помещений кондитерского магазина по адресу: улица Пикк, 16 была превращена в кафетерий. Поначалу — безымянный, а 7 января 1965 года получивший говорящее и запоминающее название.
«Теперь посетители кафе могут не сомневаться, — гласила подпись к снимку, опубликованному «Õhtuleht». — Над входом в него закрепили фонарь с надписью «Maiasmokk» («Сладкоежка»).
Просуществовавший до середины восьмидесятых декоративный элемент сгинул, уступив место более стильному светильнику. Название же, к счастью, сохранилось и поныне.
Радуя таллиннских сладкоежек. И даря сладость воспоминаний о не столь уж и давних временах, за минувшие пять десятилетий уже успевших стать историей.
Йосеф Кац
«Столица»
В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.
Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.
Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.
И к сожалению совсем уж редкие фото зимнего Таллина с хорошим слоем снега в наши дни
Перевод с эстонского: Метеостанция.
Камень мокрый-идет дождь
Камень белый-идет снег
Камень- движется-ветренно
Камень не видно-туман
Комментарии
здорово!
Отправить комментарий