Как богатство погубило две мировые державы
Сейчас мы попытаемся ответить на вопрос, как же так вышло, что Испания и Португалия, открыватели и колонизаторы новых земель и богатств, оказались самыми бедными странами Западной Европы и куда делись привезенные с Востока и Нового Света богатства?
Колумб утверждает власть Испании над Америкой
Где все началось?
Для Европы эпоха великих открытий началась на Иберийском полуострове. Открытия испанцев были масштабнее, зато португальцы были все-таки первыми. Где-то на полшага, но первыми. Забегая вперед, скажем, что и крах мечты о великой заморской империи произошел по тому же сценарию: вначале большую часть приобретенного потеряла Португалия, а с Испанией это случилось позже, но тяжелей.
С чего все началось?
Началом, вернее предысторией, была Реконкиста — несколько веков войны против мусульман, еще в VIII веке занявших практически весь Иберийский полуостров. Реконкиста началась в 722 году, а закончилась в 1492-м, за несколько месяцев до открытия Америки Колумбом.
Отвоеванные земли в экономическом отношении значительно обгоняли другие части Европы, что сделало испанских и португальских монархов заметно богаче. Как раз в это время турки добивали Византию и стали препятствовать торговле с Востоком, которая приносила европейцам прибыль порядка 700—800%.
Почему все шло именно так, а не иначе?
Наверное, все, что испанцы и португальцы сделали на новых землях и маршрутах, было продолжением Реконкисты. Победив мусульман, Испания и Португалия имели ресурсы для открытия новых земель: массу людей, которые умели воевать, но не желали заниматься хозяйством, и довольно развитую экономику, которая в силах была финансировать и войну, и экспедиции, и колонизацию. От Реконкисты испанцы и португальцы унаследовали общий алгоритм поведения с некатолическими и вообще нехристианскими народами.
Воины христианских народов силой вернули свои государства. Поэтому на новых землях они тоже стремились вначале все завоевать, а потом уже договариваться с покоренным народом, как жить дальше.
Определяющим моментом снова была вера. Все некатолики были точно не своими, а кое-кого и людьми признавали не сразу. Правда, здесь не было жесткого расизма северных европейцев. Испанцы и португальцы охотно плодили метисов, которые, кстати, и составляют большую часть Латинской Америки и многих других колоний. Тот, кто принимал католичество, объявлялся своим, мог войти в новую систему. Другого пути не предоставлялось! Однако было явное поражение в правах, как для крещеных евреев и мавров в Испании и Португалии.
Конкистадорам нельзя отказать в храбрости. Их путь был еще опасней Реконкисты. В обычной экспедиции за первый год погибало порядка 50—90% европейцев. Местные жители часто гибли еще быстрее. Бывшие колонии теперь населяют потомки немногих выживших с обеих сторон.
Для спонсоров, королей и коммерсантов экспедиции были поиском новых земель и доходов. Для участников же это было продолжением войны с неверными, бескомпромиссной и потому жестокой. Зная это, проще понять то, что было дальше.
Португалия: ранний старт и быстрый крах
Португалия закончила Реконкисту раньше Испании и раньше обратила внимание на поиск новых богатств где-нибудь за морем. Хотя Испания шла тем же путем, почти с той же скоростью. Португальские (и испанские) монархи пробовали воевать в Северной Африке, но там за прибрежной полосой была пустыня, населенная берберами, бороться с которыми трудно, а главное — не за что. Однако флот и вооружения развивались довольно быстро.
Эпоху великих открытий начали португальцы в 1418 году. Более всего за это благодарят португальского принца Энрике (Генриха) Мореплавателя.
Сам он плавал только через Гибралтар повоевать с арабами, но открыл навигационную школу, с картографами и математиками, приказал строить новые корабли для дальних путешествий. Именно в Португалию в 1472 году приехал учиться мореплаванию молодой Христофор Колумб (впрочем, это отдельная и очень интересная история).
Первая португальская карта с новыми землями:
С подачи принца моряки Европы решились плавать на юг вокруг Западной Африки, выходить далеко в Атлантический океан (Море мрака), открыли остров Мадейра, Азорские острова, Острова Зеленого мыса. Принц поставил ясную цель — плыть вдоль Африки на юг, чтобы обойти враждебных мусульман и добраться до Индии.
К финансированию экспедиций привлекали купцов, например давали эксклюзивное право торговли с новыми землями в обмен на обязательство каждый год исследовать 100 миль побережья. Большие успехи пришли через десятилетия после смерти принца: в 1488 году его соотечественники обогнули Южную Африку и вышли в Индийский океан, в 1497 году добрались этим путем до Индии. Как потом говорили португальцы — «истинной Индии» в отличие от Америки, с которой все было непонятно.
В 1500 году открыли Бразилию. Потом португальские колонии появились в Африке, Индии, Китае. Португальцы выкупили у испанцев право на колонизацию Индонезии (Острова пряностей). Они первыми высадились в Японии, а поскольку Япония в тот момент не торговала напрямую с Китаем, эту нишу заняли португальские посредники. Для понимания: один корабль из Японии в Китай дал прибыли в разы больше, чем было уплачено Испании за Индонезию.
Португальская империя:
Однако португальцы слишком увлеклись войной там, где следовало торговать. Кое-что выглядит едва ли комично. Первый раз Васко да Гама плыл в Индию вокруг Африки почти 11 месяцев. По дороге он захватывал арабские корабли, обстреливал из пушек поселения, в которых не проявили гостеприимства. А в первом индийском городе вышел и вовсе конфуз — у европейцев не было подходящего подарка для местного правителя. Тогда Васко да Гама подарил ему вещи, награбленные на арабских судах. Правитель принял гостей с почестями и военным парадом, но потом решил, что они больше похожи на пиратов. Однако выделил землю для торговой фактории. Только вот товары экспедиции оказались не особо интересными. Обратный путь был тяжелым, некоторые города — враждебными, а богатый Могадишо на побережье Сомали Васко да Гама обстрелял из пушек, даже не пытаясь высадиться, — для будущего страха.
Васко да Гама:
Из Португалии в Индию отправилось 168 человек на четырех кораблях.
Вернулись два корабля и 55 человек. Наладить успешную торговлю не получилось. Но выгода от привезенных из Индии товаров была примерно в 60 раз (!) больше расходов на подготовку плавания.
Некоторые португальские путешественники отличились еще больше. Один флот шел в Индию целых восемь лет, потому что грабил все доступные земли и суда на своем пути. Португальцы надолго захватили Гоа в Индии, Макао на юге Китая, на некоторое время — вход в Персидский залив и Молуккский пролив, что давало контроль над торговлей в Юго-Восточной Азии.
Васко да Гама прибывает в Индию:
Другая проблема португальской колонизации — активное навязывание своей веры. Где-то даже агрессивное и обычно неуважительное к другим культурам. Это тоже обернулось проблемами. Японцы возмутились и испугались новой религии. Португальцев изгнали, японских католиков жестоко уничтожили, а место португальцев на следующие пару веков заняли предприимчивые и веротерпимые голландцы. В восточной Индонезии поставлявшие пряности султанаты Тирнате и Тидоре объединились и приняли ислам. До этого они враждовали и отказывались от ислама.
Португальская система управления оказалась слишком жесткой. На каждое плавание следовало получать королевский патент, где прописывалось направление и срок действий. В то время монархи других государств сами не стеснялись входить в торговые корпорации.
В итоге все, что помогло на старте, обернулось тормозом к развитию: воинственность привела к жестокости, вера — к конфликтам, вертикаль власти просто тормозила инициативу. Кроме того, Португалия — маленькая страна, ей просто не хватало людей, корабельные команды комплектовали невольниками и преступниками.
Потом Португалия осталась без короля и ее «по-родственному» оккупировала Испания. Через 80 лет независимость и колонии вернулись, но не все. В индийском регионе голландцы оказались эффективнее. В Персидском заливе мусульмане изгнали неверных. Бразилию удалось отстоять у французов: там растили сахарный тростник, нашли серебро и алмазы, но эти богатства уходили в обмен на иностранные товары. Потому что амбициозная власть и войны разорили промышленность и сельское хозяйство Португалии. В стране нормально производили только вино для поставок в Англию, которая покровительствовала Португалии на мировой арене.
Памятник первооткрывателям в Лиссабоне:
Испания: пик еще ярче, крах еще глубже
Если Португалия истощила ресурсы и стала просто бедной, но мирной страной, то Испания разрушила несколько цивилизаций, залила кровью целые государства, но в итоге оказалась почти в таком же упадке. Испанская история была во многом похожа на португальскую, но гораздо длиннее, поэтому расскажем не о лицах, а о процессах и событиях.
После Реконкисты испанской короне принадлежала не только большая часть Иберийского полуострова, но также Голландия, Сардиния, Сицилия и юг Италии. Ресурсы были огромны. В 1519 году испанский король Карлос I на деньги Фуггера стал императором Священной Римской империи Карлом V и получил под свою власть Германию, Австрию, земли на севере Италии и пр. В Испании было лучшее в Европе овцеводство, производство сукна, шелка, кожи и оружия, виноделие. Здесь росли замечательные фрукты, а сельское хозяйство обгоняло таковое в других странах.
В Новом Свете испанцы были так же жестоки, алчны и нетерпимы, как португальцы на Востоке. Однако индейцы, в отличие от индийцев, малайцев, арабов и японцев, имели мало шансов на победу.
Зато испанские колонии с 1500 по 1800 год производили порядка 70% от всей мировой добычи золота и еще 85% серебра. Поэтому испанская история пришла к тому же результату совсем другим путем.
Разговор о финансах Кортеса с правителем ацтеков Куаутемоком:
От избытка денег внутри Испании выросли внутренние цены: на хлеб и продовольствие — примерно в 5 раз, на все остальное — где-то в 4 раза. Именно тогда появилась поговорка «В Испании дорого все, кроме денег». В других странах цены тоже выросли, на некоторые продукты — в 2,5—4 раза, но там в ответ развивалось производство.
В Испании же стал выгодней импорт, а внутреннее производство не выдержало конкуренции по цене. Из 16 000 ткацких станков осталось 400, из 6 миллионов овец осталось 2 миллиона.
Процветавшие еще при мусульманах земли стали пустошами, требовалось много рабочих рук. Но все желали служить королю и только мечом или крестом, а еще лучше в качестве чиновников (коррупция тоже расцвела). Хуже того — наиболее предприимчивые и работоспособные отправились за богатством в колонии, что было дорогой в один конец. Работать стало не только невыгодно, но и некому.
За XVI век население Испании уменьшилось в 2 раза, в то время как в Англии оно стало в 2 раза больше.
От богатства гордая Испания стала учить свой и чужие народы, как верить и жить. Внутри страны инквизиция искала еретиков и прочих инакомыслящих. В Европе испанская армия воевала с протестантами. В Новом Свете — вообще со всеми. Гонка вооружений отнимала огромные ресурсы, но не гарантировала победы. Так, в 1588 году англичане сокрушительно разгромили испанскую Непобедимую Армаду.
Непобедимая Армада:
Все сказанное выше про неудачное продвижение веры португальцами справедливо и для испанцев. Америку крестили, полностью разрушив прежние цивилизации. Из Испании выгнали евреев и мусульман, затем потомков крестившихся евреев и мусульман, что помешало коммерции и производству. Но это мало кого волновало, пока в метрополию везли богатства Нового Света. Жгли книги, студентам запретили учиться за границей — при таком богатстве можно было обходиться и без передовой науки. Испания через 100 лет после открытия Америки — это страна Дон Кихота, который сходит с ума в нищете, с рыцарскими романами, но без возможности заняться делом.
Нет, испанская власть видела негативные процессы и как умела боролась с ними. Только проблемой считался не приток чужих товаров, а вывоз денег из страны. Колониям запретили торговать с другими странами напрямую, это можно было делать только через метрополию. Испанского производства все равно не хватало, в результате колониям перепродавали тот же импорт, но с наценкой испанских купцов. Высокие цены для колоний стимулировали контрабанду и коррупцию. Дороговизну зерна пробовали победить государственным регулированием цен. Естественным ответом бывал дефицит хлеба.
Европейские владения испанских Габсбургов:
Как всегда, расходы бюджета сравнялись с доходами, потом их обогнали, и правительство стало занимать деньги у коммерсантов. Расходы стали расти еще быстрее, и уже в 1570-х они обгоняли доходы на 50%. Начались дефолты, королевская власть не могла вовремя рассчитаться по прошлым ссудам. Первый дефолт случился в 1557 году (как раз упала добыча на американских рудниках), потом дефолт повторялся в 1560, 1575, 1596, 1607, 1627, 1647, 1653 и 1680 годах (прямо как в современной Аргентине). Доверие кредиторов к Испании падало, проценты росли, банкиры позволяли себе шантажировать власть. Кем были эти банкиры? Итальянцами, голландцами, немцами. Были свои испанцы, но тоже из негосударственного сектора.
В конце XVII века, несмотря на жестокость и гордость, Испания контролировала порядка 5% торговли со своими колониями, остальное приходилось на иностранцев. Что удивительно — 20% контролировали сухопутные швейцарцы. Про Испанию говорили, что она рот, который пережевывает пищу и передает другим частям тела, а себе оставляет лишь вкус и крошки.
История испанских колоний закончилась в начале XIX века — они восстали под руководством Боливара. Но Испанская империя не отказалась от устоев, а пролила в малонаселенной тогда Латинской Америке столько же крови, сколько унесли наполеоновские войны в Европе.
Так внутренняя сила и убежденность позволили совершить великие дела и заставили проиграть, как только понадобилось немного гибкости и размышления.
Комментарии
Автор забыл упомянуть пример северной Америки, где грабить было нечего и колонистам пришлось самим работать, чтобы тупо выжить, в результате чего образовались самые развитые страны.
Правда? Грабить было чего. Те же индейцы юзали золотые и серебряные наконечники стрел, а впоследствии и пули. И работать там было надо мало. В субтропиках да не выжить? Смех. Калифорния, Техас и Флорида на широте Израиля. Апельсины там растут как тут ива. Снега не было никогда. Почвы американских равнин вровень с украинским черноземом по плодородности. Так что про выживалку сказки.
Ты путаешь с Южной Америкой.
Отправить комментарий