92 года со дня подавления попытки государственного переворота 1 декабря 1924 года
Сегодня в Эстонии отмечают День внутренней безопасности. Он приурочен к 92-й годовщине подавления восстания в 1924 году. По традиции этот день посвящен полицейским, спасателям, военнослужащим Сил обороны и всем тем, кто ежедневно заботится о том, чтобы жить в стране было безопасно.
Рано утром 1 декабря 1924 г. боевые группы, засланные из СССР, и эстонские коммунисты-подпольщики предприняли попытку свергнуть правительство Эстонии, захватить власть и после этого обратиться за помощью к регулярныим войскам Красной армии.
Коммунистическое движение, активное в начале 1920-х гг., к концу 1924 г. уже затухало. Проведенная земельная реформа и стабилизация сельского хозяйства привели к тому, что население перестало поддерживать коммунистов. В 1922 г. был арестован и казнен руководитель эстонских коммунистов Виктор Кингиссепп, а в итоге так называемого процесса 194-х в ноябре 1924 г. были отправлены за решетку многие эстонские коммунисты, которыми руководили из Советского Союза. Поэтому коммунисты решили взять власть путем вооруженного государственного переворота.
В ночь на понедельник 1 декабря группы повстанцев по 2-3 человека приходили на конспиративные квартиры, где концентрировались боевые группы. Здесь они получали оружие и боеприпасы.
Восстание началось в 5:15 утра. Примерно 250—300 человек со стрелковым оружием, гранатами и взрывчаткой утром 1 декабря атаковали ряд объектов в Таллине. Боевая группа Йоханнеса Мянда подорвала железнодорожный мост возле Вазула, а группа Вольдемара Ракэсона — железнодорожный мост у Мустйыэ, что помешало перебросить эскадрон кавалерии из Тарту и бронепоезд из Тапа для подавления восстания в столице. Восставшие захватили замок Тоомпеа, резиденцию государственного старейшины, Главпочтамт и несколько воинских частей и полицейских участков. Дружины Кристьяна Грюнбаха и Виллема Рообаха заняли авиадивизион и аэродром в Ласнамяги, захватив 3 самолёта и 4 автомашины. Практически все солдаты авиадивизиона присоединились к восставшим. Был захвачен Балтийский вокзал, движение поездов с которого было приостановлено, а также железнодорожная станция Таллин-Вяйке. Повстанцы из числа военнослужащих автотанкового дивизиона захватили 12 танков.
Однако при попытке захвата военного училища в Тонди, министерства обороны и ряда других объектов нападающие получили вооружённый отпор и были вынуждены отступить. Неудачей закончилась и атака на казармы резерва конной полиции. Провал захвата здания Минобороны привёл к тому, что офицеры эстонской армии смогли управлять лояльными войсками, перегруппировать их, и в конечном итоге это привело к поражению восстания.
Правительство объявило военное положение. Опасаясь нелояльности регулярных частей, для подавления восстания были использованы исключительно вновь сформированные части из офицеров, учебного батальона, полицейского резерва и кадетов военного училища.
Части под командованием генерала Лайдонера подавили мятеж в течение нескольких часов. Особенно стойко защищались мятежники в Балтийском вокзале и на аэродроме Ласнамяги. В течение шести часов основные очаги сопротивления мятежников были подавлены.
При последовавших за подавлением мятежа массовых арестах несколько боевиков погибли в перестрелках, некоторые, в том числе Ян Анвельт, бежали в СССР.
После подавления восстания был вызван к жизни уже дышавший на ладан Кайтселийт (Союз обороны - добровольное военизированное формирование) власти реорганизовали также политическую полицию. Большинство организаторов и участников восстания, перебравшихся в СССР, погибли там во время сталинских чисток.
ХРОНИКА КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ В ЭСТОНИИ
Посвящается В.Кингисеппу
Предисловие. Эта работа, ознакомит читателя со многими фактами революционной борьбы рабочего класса Эстонии во главе со своим авангардом КПЭ. Труден был их путь. Были сначала недолги их победы, но пройдя через смерть своих товарищей, каторги, лагеря, через пламя гражданской войны, через немецкую оккупацию и их ставленников во главе с нынешним героем буржуазной Эстонии - Пятсом, они пришли к победе, к победе Советской власти!
1902
В 1902-ом году под руководством М.И. Калинина были созданы социал-демократические кружки на вагоностроительном заводе «Двигатель», фанерной фабрики Лютера и на других промышленных предприятиях Таллина. Была организованна подпольная типография, где печатались революционные листовки и прокламации, а также размножались статьи из ленинской «Искры».
В конце года из представителей социал-демократических кружков организован «Центральный рабочий кружок».
1904
Создан Таллиннский комитет РСДРП.
1905
В конце марта состоялось нелегальное расширенное заседание Таллиннского комитета РСДРП с участием рабочих представителей от фабрик и заводов.
16 октября на Новом рынке Таллинна царские власти расстреляли безоружных рабочих. Эта дата объявлена Днем памяти и к ней приурочивали выпуск листовок, проводились политические стачки и собрания рабочих.
В рабочем пригороде Таллина состоялся митинг, после которого демонстрация двинулась к центру города на площадь Новый рынок, но была встречена огнем полиции. Около девяноста человек погибло, двести ранено. Через четыре дня состоялись похороны жертв этой варварской акции. Двадцать тысяч человек шло в траурной процессии. На братской могиле поставили простой деревянный крест с надписью на металлической пластине: «Слава погибшим!».
25 октября Всеобщая забастовка рабочих. Так бастующие в Нарве провели большую политическую демонстрацию. Во главе многотысячной колонны демонстрантов шла с красным флагом, староста кренгольмцев, большевичка, А. Крейсберг. В тот же вечер она произнесла перед рабочими, собравшимися в помещении общества трезвости, пламенную речь, призывая подняться на решительную борьбу против царского произвола.
О положении в городе местный полицейский начальник доносил в своей телеграмме в Петербург: «Сейчас начали забастовку все фабрики и заводы Нарвы, рабочие ходят с красными знаменами, требуют повышения заработной платы и 8 часового рабочего дня, бастующих более 10000, войско в боевой готовности».
1 ноября по бастующим открыт огонь, один рабочий убит.
27-29 ноября в Тарту состоялось Всеэстонское собрание народных представителей. Цель проведения собрания – отвлечь трудящихся от революционной борьбы, но 500 из 800 –т были представителями беднейшего крестьянства, рабочих и радикальной интеллигенции, революционно-демократических взглядов. Они отмежевались от сторонников буржуазии и провели свое собрание в университетском актовом зале (Аулаский съезд). Основные требования съезда сводились к следующему: ограничение помещичьего землевладения, упразднение привилегий помещиков, конфискация монастырских и казенных земель, создание отрядов народной милиции, революционных крестьянских комитетов и провозглашение демократической республики.
Комментарии
События 1 декабря 1924 года в Эстонии называли в разное время "попыткой переворота", "выступлением", "восстанием", "революцией". Эстонские коммунисты в этот день попытались использовать момент экономического кризиса и нестабильности в правительстве, и рискнули произвести попытку смены власти силой. В начале 1924 правительство устроило «варфоломеевскую ночь» коммунистическому движению, позакрывав все подозрительные объединения, организации и печатные органы, на что "слева" ответили митингами и протестами, а в ноябре состоялся «процесс 149», на котором судили арестованных в первой половине года, признанного главным Яана Томпа расстреляли, 46 человек получили пожизненную каторгу. В том году (о чем очень любят забывать рассказчики о красной угрозе) было разоблачено еще две попытки подготовки «правого» переворота, весной 1924, и еще одна летом. Коммунисты в свете этого предполагали после победы создать «народное правительство с участием трудовиков и социал-демократов», поскольку таковое не вызовет бурной реакции за рубежом и не спровоцирует интервенцию, и лучше всего, сетовали, было бы выбрать момент фашистского переворота, который автоматически сгруппирует вместе коммунистов, социал-демократов и всех остальных «левых», однако после летних событий и отказа потенциальных союзников вести дела с коммунистами было решено после победы не тратить время на работу с социал-демократами, а сразу переходить к диктатуре пролетариата. Заготовленный для начальства штамп имел надпись “ЦИК депутатов рабочих, крестьян, солдат и матросов Эстляндии”.
Партийцы не рискнули использовать общее бурление во время "процесса 149", поскольку буржуазия и силовики отмобилизованы и начеку, штаб коммунистов проанализировал рабочие восстания в Европе предыдущего десятилетия и составил свой план с учетом их достижений и провалов, предполагалось в первый день завладеть Пярну и Таллином, во второй выдвинуться во всех направлениях и поставить всю страну под контроль. С апреля начиная создавались законспирированные боевые группы, к сентябрю в распоряжении КПЭ было порядка 1100-1300 боевиков, из них в Таллине 400, Пярну 150-200, Тарту 150-200, почти сплошь местные, эстонцы, и мало знакомые с военным делом, только полные энтузиазма. Лишь в последний момент и без оружия прибыло около 60 человек из Латвии и СССР. В итоге в Таллине откликнулись на призыв в момент нужды около 300 человек, только половина из которых имела хоть какую-то подготовку. На местах вооружены были еще хуже, в Пярну на 100 бойцов имелось 10 винтовок и 20 револьверов. Было решено не концентрировать силы на улицах или на окраине города, а собрать активистов малыми группами на конспиративных квартирах, куда бы их привели связники под видом воскресных гуляний, там обеспечить оружием, а затем выступать на дело. Предполагалось использовать заметное брожение в армии, четыре регулярных полка генштаб эстонцев назвал в докладной записке "совсем красными", и КПЭ ожидала, что может рассчитывать на полторы тысячи сочувствующих. Мобилизовать рабочих тоже не удалось – авторитеты из числа коммунистов все были в бою, листовок из соображений конспирации напечатано не было (решили сделать это после захвата власти), а женщинам-агитаторам на улицах и заводах особо не верили. В итоге кроме столицы нигде не произошло крупных выступлений и армия в целом оказалась верна присяге.
Начали в 5:15 1 декабря, в понедельник – чтобы ловчее было собирать силы воскресным вечером и чтобы рабочие как раз направлялись на свои предприятия в момент, когда восстание станет набирать обороты. В столице атакованы были министерство обороны, расположение нескольких воинских и полицейских частей, кпз, где сидели участники “процесса 149”, железнодорожные станции города, почтамт, где помещался главный телефонный узел, правительственные здания на Тоомпеа. Отрядам удалось захватить вокзал Таллин-Вяйке, где они пресекли все сообщение и по рельсам и по телефону с телеграфом, и ушли оттуда в 8 утра, когда стало ясно, что ситуация в городе складывается не в пользу КПЯ, а также и Балтийский, где тоже сперва все пошло как надо, но между 7 и 8 началась целая перестрелка с оппонентами. Расстреляв все боеприпасы эта группа отошла в сторону Копли. Неудачно прошло нападение на военное министерство, где все сделали не так и несвоевременно, и оказались в итоге инсургенты на правах осажденных в здании, насилу выбрались под огнем, присоединившись к другим группам. Почтамт больше часа оставался в руках КПЯ, хотя сюда заявилась большая группа лоялистов с броневиком. Ударной группе удалось также захватить замок Тоомпеа и закрепиться в нем, и дом премьера, Фридриха Акела, был подвергнут набегу, сам премьер запер все двери и в одном белье спрятался на чердаке, а пока его искали, ломая преграды, подоспел большой отряд военных с еще одним броневиком. Пытались было коммунисты разобраться с "конным резервом полиции", опорой порядка, которую всегда привлекали если обычная полиция с манифестациями не справлялась, но там нападение произошло несинхронно, и обитатели казармы встретили гостей пулеметами. Несколько военных объектов, в т.ч. авиашколу и танковый гараж, бойцы КПЯ захватили, но воспользоваться преимуществами владения двумя этими пунктами не смогли, из-за неувязок и бестолковщины не смогли также освободить политзаключенных, оружие этой группе должны были доставить к самому началу акции, но связники не смогли найти отряд, а унтер-офицерскую школу, которая потом принимала участие в подавлении чуть ли не всех очагов восстания, и которую очень хвалила за это армейская газета, в план нападений вообще не поставили. В большинстве пунктов, которые удалось занять, коммунисты продержались час-два, пока не подошли части регулярной армии. В 11:45 последний пункт, захваченный восставшими, выкинул белый флаг. В течении недели по стране происходили стычки с отдельными повстанцами, в волости Иру 4-5 декабря велись бои с бежавшими из столицы боевиками, а 6 в самой столице штурмом брали квартиру, на которой укрылись три инсургента. Население в целом относилось к происходящему совершенно нейтрально.
Всего по официальным данным 17 убитых силовиков, 9 прохожих гражданских, 14 инсургентов. Возмущались, что расстрелян, например, врач, оказавший кому-то из повстанцев помощь у себя на квартире, и каких-то несовершеннолетних идеологически неподкованных родственников инсургентов. По понятным причинам, интенсивно искали московский след, но не очень-то нашли, из 133 казненных четверо русских, остальные эстонцы, и почти все родились и жили в Эстонии, лишь двое в Латвии и двое из СССР. Вряд ли можно всерьез говорить о "руке Советов" в выступлении - как раз незадолго до того с помпой открылась "советско-эстонская торговая палата", на каковом мероприятии присутствовали министры финансов, иностранных дел и сельского хозяйства. После поражения восстания оппоненты коммунистов достигли политического единства: 16 декабря было образовано «правительство от стены до стены», куда вошли все политические фракции, включая рассматривавшихся коммунистами как союзники социал-демократов, мандаты коммунистов и сочтенных таковыми в парламенте и местных органах законодательной власти розданы всем остальным фракциям пропорционально. На разборе полетов, который состоялся через год в Петрограде, участники восстания заключили, что беда была в недостаточной подготовке кадров, пассивности, в т.ч. и поскольку не было условлено, что делать после захвата объектов, сосредоточении сил против не первостепенных объектов.
Отправить комментарий