Первое мая при Петре Первом и когда праздник стал пролетарским
Первомай прошагал по планете. Причем, вы удивитесь, уже лет триста. То есть его отмечали еще в те годы, когда слово «пролетарий» в России могло ассоциироваться лишь с пернатыми, пролетающими над родными осинами.
Русский этнограф и исследователь прошлого Александр Власьевич Терещенко немало потрудился на ниве описания нашей старинной жизни. И мимо первомая, конечно, пройти не мог.
Немецкие ремесленники, художники и находившиеся на службе в Москве совершали в немецкой слободе Кокуй, гулянье первого мая, которое в простонародии проименовалось немецкими станами. Петру I так понравилось это гулянье, что он обратил его в народное. Во всей России празднуют ныне первое мая.
В деревнях и селах веселятся поселяне на травке-муравке. Распевают песни и угощают друг друга. Парни и девушки составляют игры и хороводы. В губернских городах справляют первое мая в городском саду, в коем играет музыка и поют песенники. Сюда съезжается весь город. С наступлением вечера освещаются аллеи разноцветными огнями, и все гуляющее спешит поздравить губернатора с первым маем. Потом сжигают вне сада фейерверк, а в вокзале начинают танцы, которые оканчиваются с рассветом дня. В Петербурге и Москве майское гулянье господствует в большей степени, потому что им встречаются все предстоящие весенние и летние удовольствия.
В Петербурге первое мая празднуется с изысканной роскошью. Гулянье бывает в Екатерингофе. Император и весь Императорский дом удостаивают гулянье своим посещением. Дипломатический корпус, знатные государственные чины, вельможи и дворянство участвуют во всеобщем веселии. Тысячи богатейших экипажей устилают дорогу, ведущую к саду. Прелестный пол отличается дорогими и щегольскими одеждами.
Все и повсюду блестит золотом и вкусом. Кажется, что каждый хочет затмить друг друга сиянием и роскошью одежд. Сотни тысяч народа стекаются сюда. Музыка, качели и горы увеселяют любителей забав. Сотни палаток с разными сладостями разбиты в саду. Тысячи разносчиков с яблоками, апельсинами, коврижками и т. п. снуют по всем направлениям. Гулянье начинается около двух часов пополудни и продолжается, если стоит хорошая погода, до рассвета».
А когда же праздник стал пролетарским? Не все знают, что началось все с Америки.
В этот день, 1 мая 1886 года, анархические организации США и Канады устроили ряд митингов и демонстраций. По этому дню, в память о казнённых анархистах, Парижский конгресс II Интернационала объявил 1 мая Днём солидарности рабочих всего мира и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями.
Вот что пишет про это Википедия:
Митинг на Хеймаркет, Демонстрация на площади Хеймаркет (англ. Haymarket affair, Haymarket riot или Haymarket massacre) — демонстрация (митинг) рабочих на площади Хеймаркет (англ. Haymarket — «Сенной рынок») в Чикаго 4 мая 1886 года против полицейской жестокости (3 мая полицейские убили четырёх и ранили несколько десятков рабочих).
Во время этой демонстрации в полицейский отряд была брошена бомба; было убито несколько полицейских и рабочих, после чего стражи порядка открыли огонь по митингующим. Это событие послужило поводом для ареста 8 анархистов и по приговору суда 11 ноября 1887 года четверо из них были повешены.
Забастовка 1 мая 1886 года
1 мая 1886 года чикагские рабочие организовали массовую забастовку с требованием 8-часового рабочего дня. Условия труда тогда были достаточно тяжелыми: низкая заработная плата, продолжительность рабочего дня в 12–15 часов, использование детского труда, отсутствие социальных гарантий. В забастовке участвовало 350 тысяч американских рабочих, в том числе в Нью-Йорке 10 тысяч, в Детройте 11 тысяч, центром сопротивления стал Чикаго, в котором в забастовке участвовало около 40 тысяч рабочих.
После первомайской забастовки на одном из заводов Чикаго были уволены 1,5 тысячи рабочих. Возмущённые рабочие объявили ещё одну забастовку. Через два дня на завод прибыли штрейкбрехеры. Их встретили митингом у проходной, но полиция разогнала его, используя оружие. Четыре человека были убиты, десятки ранены.
Митинг на Хеймаркет-сквер
Возмущённые актом полицейского насилия, местные анархисты напечатали и распространили листовки, призывающие на митинг на площади Хеймаркет-сквер, которая на тот момент была большим торговым центром. Вечером 4 мая на Хеймаркет-сквер на митинг против террора полиции собралась огромная толпа, в том числе женщины и дети. Около 10 часов вечера пошёл проливной дождь, люди начали расходиться. Толпа была настолько спокойна, что подошедший посмотреть на митинг мэр Чикаго спокойно ушёл домой. Сразу после ухода мэра на площадь вступил отряд полиции, потребовавший очистить её. Выступавший в это время анархист Филден успел лишь сказать, что это мирный митинг, и тут человек из толпы, как предполагается, провокатор, бросил бомбу, взрыв которой убил одного полицейского. Полиция стала стрелять в толпу: несколько десятков человек было убито и ранено. От «дружественного огня» пострадало и много полицейских — полицейские при стрельбе в темноте попадали друг в друга.
Суд, казни и извинения
Жертвы событий на Хеймаркет — семеро анархистов
На следующий день власти разгромили рабочие клубы, арестовали и подвергли пыткам сотни «подозрительных», заставляя доносить друг на друга. В результате этой карательной операции под суд попали восемь анархистов: Август Спис, Альберт Парсонс (англ.), Адольф Фишер (англ.), Джордж Энгел (англ.), Луис Лингг, Михаэль Шваб (англ.), Самуэль Филден (англ.) и Оскар Неебе (англ.). На самом деле никого из них, кроме Филдена, на митинге не было, поэтому после того, как главный свидетель признался в оговоре, при повторном слушании, когда троим из них смертную казнь заменили каторгой, их обвинили не в организации взрыва, а в убийстве: присяжные посчитали, что неизвестный террорист действовал под впечатлением их речей. Американская пресса набросилась на всех левых без разбора. Судьи и присяжные были настроены против обвиняемых, личность бросившего бомбу даже не пытались установить, прошения о проведении суда над каждым обвиняемым отдельно были отклонены. Линия обвинения строилась на том, что раз обвиняемые не приняли мер к розыску террориста в своих рядах, значит они были в сговоре с ним. Неебе на суде назвал руководителя следственной бригады Майкла Шаака преступником и главарём банды грабителей, тот рассмеялся в ответ. Впоследствии Шаак опубликовал книгу «Анархия и анархисты», в которой последние представлены как психически ненормальные люди, агенты иностранных разведок.
11 ноября 1887 четверых анархистов повесили, один (Лингг) покончил с собой в предыдущий день. На казнь их вывели в белых робах, они пели «Марсельезу», гимн международного рабочего движения. Членов семей приговорённых к казни, попытавшихся подойти посмотреть в последний раз на своих родственников, арестовала полиция. Перед казнью один из приговорённых к повешению, Август Спис, крикнул:
Придёт день, когда наше молчание окажется мощнее ваших криков!
Лингг, Спис, Фишер, Энгел и Парсонс похоронены на городском кладбище города Форест-Парк, пригорода Чикаго. Остальных уже в 1893 году освободили: было официально признано, что все восемь осуждённых были невиновны, они стали жертвой полицейской провокации. 26 июня 1893 года губернатор штата Иллинойс Джон Питер Альтгельд подписал официальные извинения троим оставшимся в живых — Филдену, Неебе и Швабу. Губернатор указал, что реальной причиной взрыва стала неудача властей Чикаго в освобождении полицейских агентов от ответственности за расстрел рабочих. Начальник полиции, отдавший приказ открыть огонь, позднее был осуждён за коррупцию. Полицейский провокатор, бросивший бомбу, так и не был выявлен. Гипотеза о том, что инцидент был подстроенной полицейской провокацией, отвергается американской буржуазной историографией, «Хеймаркетское дело» или «Хеймаркетская афера» причисляется к актам иностранного терроризма.
Из подсудимых только Филден и Парсонс были этническими англичанами, все остальные — уроженцами Германии, из которых только Неебе родился в США, а другие были иммигрантами. Это обстоятельство, а также то, что сам митинг и анархистские публикации были адресованы немецкоязычным рабочим, обусловили то, что американская публика в большинстве своём проигнорировала произошедшее и благосклонно отнеслась к последовавшим казням; если где-то происходило оживление рабочего движения в поддержку подсудимых, то за рубежом — в Европе. Нагнетавшиеся властью среди общественности настроения считаются предвестником «Красной угрозы», первой масштабной политической «охотой на ведьм» в США[5]. Вместо памятника восставшим на месте произошедшего был воздвигнут памятник чикагским полицейским (который впоследствии подвергался актам вандализма и в итоге был взорван неизвестными в 1969 году), памятник участникам восстания появился только в 2004 году.
В память об этом событии первым Парижским конгрессом II Интернационала в июле 1889 года было принято решение о проведении ежегодных демонстраций в день 1 мая. Этот день был объявлен международным праздником всех трудящихся[6].
День международной солидарности трудящихся (Первомай) отмечается в 142 странах и территориях мира 1 мая или в первый понедельник мая. В некоторых странах День труда отмечается в другое время — к ним относятся, например, США, Япония, Австралия и Новая Зеландия. Более чем в 80 государствах (включая Индию) День труда не отмечается. В Израиле до 1977 года 1 мая являлось официальным праздником. В 1977 году после поражения Партии труда на выборах и прихода Ликуда к власти праздник был официально отменён, но до сих пор жители Израиля, желающие отмечать этот праздник, имеют такую возможность. Ежегодные первомайские демонстрации проводятся в Тель-Авиве, Назарете и некоторых других городах Израиля.
Первое мая в Петрограде. У гостиницы «Астория» 1917г. До Октябрьской меньше полгода.
Первое мая 1917 года в Воронеже.
тоже Воронеж 17-го.
Челябинск. 1 мая 1917г.
Баку
Рабочая молодежь Путиловского завода
Сумы
Колонна демонстрантов Монетного двора на Дворцовой площади
Колонна представителей Северного профессионального Союза садоводства на Дворцовой площади
Самарская губ., г. Николаев
Москва. Празднование 1 мая 1917 года. Демонстрация рабочих, служащих, мастерских в Доме Союзов.
г. Владивосток
Ну а дальше уже многие помнят:
Комментарии
Улыбнуло - 1 мая при Петре 1.
Вообще-то если у немцев лютеран - у них нет 1 мая праздника. У немцев-католиков 1 мая - Иосифа-труженика - никак не праздник и выходной с гуляньями. А если взять немцев в общем - то в поселениях, за пределами своей родины они каждое воскресенье устраивают себе небольшие народные гуляния (голландцы, шведы, датчане тож гуляют в выходные с размахом). Может это и увидел Пётр - но никак ни 1 мая праздновать.
Еще бы первомай к Киевской Руси отнесли, с обязательным катанием на медведях и вольной классической борьбой с печенегами
Ну и что выходит, по вашему, автор статья, всё просто-напросто - наврал и выдумал?
Это с той же оперы что китайскую стену построили древние славяне от древних китайцев восемь тысяч с чем то лет от создания земли в звёздном храме.
Отправить комментарий