Курессааре — военные годы, советский Кингисепп, «Сааре Калур» и быстрый рост города
Рассказом о том, как Курессааре после включения в состав СССР пережил немецко-фашистскую оккупацию, а затем развивался в советские годы, автор портала Tribuna.ee продолжает цикл публикаций о городах Эстонии. (Начало истории города ЗДЕСЬ)
С 1952 по 1988 годы эстонский город Курессааре назывался Кингисепп. Коллаж автора на основе городских фотографий XX века с сайтов ajapaik.ee и музеев Эстонии
Город Курессааре вместе с островами Сааремаа и Муху, которые входили в состав района, административным центром которого Курессааре и являлся, стал частью Советского Союза вместе с другими регионами Эстонии по решению Верховного совета СССР 6 августа 1940 года. Началось планирование новой жизни островного региона. Однако менее чем через год на его территории начались боевые действия Великой Отечественной войны.
Вся континентальная часть Эстонии была захвачена немецко-фашистскими войсками уже к началу сентября 1941 года, а бои за острова Моонзундского архипелага, в число которых входит и Сааремаа, продолжались до октября. С советской стороны острова обороняли отдельные части 8-й армии и Балтийского флота общей численностью около 24 тысяч человек. Руководил обороной генерал-лейтенант А. Б. Елисеев.
Схема обороны Моонзундского архипелага в сентябре-октябре 1941 года. Источник: korvet2.ru
Немецкое военное командование сосредоточило на побережье группировку около 50 тысяч человек на примерно 350 различных плавсредствах. Кроме того, для операции по захвату архипелага, получившей название «Беовульф», был выделен десант в составе двух пехотных дивизий. В боевых действиях участвовали три крейсера и шесть миноносцев. Также была обеспечена мощная поддержка со стороны авиации Люфтваффе, которая в первые месяцы войны господствовала в воздухе.
14 сентября началась высадка немецких войск на острова Вормси и Муху, гарнизон которых продержался около трёх дней. Уже 17 сентября оставшиеся советские войска отошли с них на Сааремаа, оборона которого продолжалась до конца месяца. Ведя изнурительные бои, советские войска постепенно отступали к полуострову Сырве, где оборону укрепляли располагавшаяся на мысе Церель батарея номер 315 и прославившаяся ещё в годы Первой мировой войны батарея номер 4. Здесь при помощи торпедных катеров удалось даже отбить атаки лёгких крейсеров «Лейпциг» и «Эмден», сопровождавшихся миноносцами, и ненадолго закрепиться.
Сентябрь 1941 года. Немецкие войска переходят по дамбе с острова Муху на Сааремаа. Фото: valdef.org
И всё-таки, несмотря на героическое сопротивление моряков и офицеров военно-морского флота СССР и воинов Красной армии, командованием было принято решение оставить полуостров Сырве, который к тому времени находился уже в глубоком тылу ушедшего к Ленинграду фронта. Штормовое море и атаки враги погубили многих героев обороны Сааремаа 1941 года, вынужденных покинуть свои укрепления. 4 октября в Москве была принята последняя радиограмма с острова: «Иду в бой, в последний бой. Прощайте, прощайте…» Последним же рубежом на Моонзундском архипелаге стал расположенный на Хийумаа маяк Тахкуна, который был взят немецко-фашистскими войсками 22 октября 1941 года.
Немецкая оккупация островов Сааремаа и Муху продолжалась с октября 1941 года до осени 1944 года. В город Курессааре немецкие войска вошли после боёв 22 сентября 1941 года. О том, как жил город в период очередного возвращения немецкой власти, можно понять на примере школьного образования, история которого началась с 1865 года, когда в Курессааре была основана мужская гимназия.
Главная гимназия острова Сааремаа, оставшаяся единственным пятилетним учебным заведением в немецкое время. Фото: ajapaik.ee
По решению новой немецкой администрации было восстановлено пятилетнее образование, соответствующее типу эстонской школы 1922 года. К 1942/43 учебному году первые две ступени гимназии были заменены на низшие, а последние три — на высшие. Выпускник низшей ступени получал аттестат, который давал право на дальнейшее обучение либо в профессиональном училище, либо на следующей ступени гимназии. Документы, выданные советской школой, оставались действительными в течение одного учебного года. Окончившие 1-й класс переводились во 2-й класс гимназии, а окончившие 5-й и 6-й классы считались окончившими гимназический курс.
Была установлена общая плата за обучение в размере 108 государственных марок, которая могла быть снижена на 25 процентов для учащихся из многодетных семей или по особым распоряжениям для семей военных. С января 1943 года те, кто прослужил не менее полугода в Эстонском легионе или охранном батальоне, были освобождены от платы за обучение. Программа обучения также была пересмотрена. В первую очередь из школьной программы были удалены предметы, которые были введены за год нахождения Эстонии в составе СССР, — Конституция СССР, история СССР и география СССР. В истории и географии большое внимание теперь теперь уделялось Великой Германии. Осталось военное образование, которое было дополнено основами здравоохранения, вернулось религиозное образование. Из иностранных языков наибольшее внимание, естественно, уделялось немецкому языку, а в качестве второго иностранного школа могла преподавать либо русский, либо английский языки.
Единственным средним учебным заведением острова Сааремаа к осени 1941 года осталась Курессаареская гимназия. Её директором стал Вамбола Клаурен — выпускник этой школы, получивший в Таллинне диплом учителя эстонского языка. Остальные островные школы теперь давали только начальное образование. Из-за военного положения работа школ была нестабильной — не хватало учителей, дров, учебников, а порой и одежды для работников.
Первый учебный год при немецкой администрации начался, как и во всей Эстонии, лишь 2 января 1942 года. Учитывая, что он продолжался лишь до 16 мая 1942 года, собственно обучение длилось менее четырёх с половиной месяцев. Следующий 1942/43 учебный год был почти нормальной продолжительности — с 12 октября по 8 мая. Однако, как писала местная газета Meie Maa, на этот раз препятствием стали эпидемия дифтерии и отсутствие отопления. Из-за холода в здании гимназии она были вынуждена с 25 января переехать в помещение городской начальной школы, где обучение велось в три смены с сокращённым графиком.
В последнем «немецком» 1943/44 учебном году учёба в школах проходила нестабильно из-за напряжённой обстановки на фронтах. Первым учебным днём стало 18 октября, первый семестр прошёл без особых проблем, но 3 февраля 1944 года была объявлена всеобщая мобилизация в немецкую армию, а в здании гимназии был открыт мобилизационный пункт. С 9 февраля уроки продолжились в помещениях начальной школы. Учёба шла до 25 марта, но затем младшие классы были отправлены домой, а старшие некоторое время продолжали обучение в помещении морского училища.
27 апреля 1942 года приказом Управления просвещения к старшеклассникам были применены четыре недели принудительных работ в сельском хозяйстве, без которых невозможно было окончить классный курс. Вскоре обязанность работать распространилась и на педагогов, которые иногда получали свидетельства о том, что студенты из их собственной страны работают на фермах.
С февраля 1944 года в здании гимназии Курессааре располагался продовольственный склад немецкой военной прокуратуры, который был подожжён в ходе боёв 7 октября. Вместе с ним сгорели школьный инвентарь, архив, а также библиотека.
Советские войска на улицах Курессааре в 1944 году. Фото: ajapaik.ee
Советские войска на улицах Курессааре в 1944 году. Фото: ajapaik.ee
7 октября 1944 года в город Курессааре вместе с 7-й эстонской стрелковой дивизией 8-го стрелкового корпуса 8-й армии Ленинградского фронта вернулась советская власть. Взятие города стало важной частью в ходе Моонзундской десантной освободительной операции, которая началась 27 сентября с десанта на острове Вормси, а завершилась 24 ноября 1944 года победными боями на полуострове Сырве, после которых немецко-фашистские войска окончательно покинули территорию Эстонии.
С конца 1944 года на острове Сааремаа началась вторая попытка установления жизни в составе СССР. После восстановления того, что пострадало в ходе боёв, народное хозяйство стало постепенно переводиться на мирные реалии. К сожалению, из-за того, что как Куресааре, так и другие части острова теперь находились в пограничной зоне, полностью вернуть курортную составляющую в экономику острова не удалось. И хотя для отдыха тех, кто смог получить разрешение от КГБ (а именно ему подчинялись пограничные войска СССР), часть инфраструктуры курортов всё-таки использовалась, расцвета уровня 1920-х — 30-х годов курортному делу в Курессааре удалось достигнуть лишь после распада СССР, когда Эстония вновь стала независимой. Однако и в советские годы количество ежегодно посещавших остров туристов порой превышало десять тысяч человек, а в 1979 году была сдана в эксплуатацию новая грязелечебница.
1950-е. Автобус сааремааской автобазы на улицах Кингисеппа. Фото: ajapaik.ee
Основными же экономическими составляющими развития как острова Сааремаа, так и его столицы, которая с 1952 года называлась Кингисепп, в годы СССР стали сельское хозяйство, лесная промышленность, рыбная промышленность, обрабатывающая промышленность, а также добыча доломита и других полезных ископаемых острова.
С первых послевоенных лет был взят курс на формирование в островном регионе высокоразвитого сельского хозяйства. Именно на Сааремаа в деревне Сакла в 1947 году был создан первый на территории Эстонии колхоз. Затем в полутора десятках колхозах и шести совхозах острова внедрялись новые технологии, позволявшие увеличивать урожайность зерновых площадей, а также наращивать количество сдаваемых государству молока и мяса в местных скотоводческих хозяйствах.
1970-е. Вид на Кингисепп с одной из водонапорных бешен. Фото: городской музей
В сельскохозяйственных частях острова в годы СССР было построено множество производственных и аграрных комплексов, которые с каждым десятилетием совершенствовались. В Кингисеппе базировалась главная строительная база межколхозстроя, специалисты которой занимались планированием, проектированием и строительством различных объектов.
В различных частях острова появились совершенно новые промышленные предприятия. В Асте — цех столичного ювелирного завода, в Кярла — цех по переработке агар-агара, относившийся к производственному объединению «Калев», а в Каарма, Сельгасе и Тагавере заработали с каждым годом всё более автоматизированные места добычи доломита. В столице же острова Кингисеппе в годы СССР несколько раз реконструировались местный мясо-молочный комбинат, а также пивной завод и предприятия по переработке лесной продукции.
Кингисеппский мясо-молочный комбинат. Фото: ajapaik.ee
В советские годы очень серьёзное внимание было обращено на рыбную промышленность Сааремаа. В жизни рыбаков, история которых уходит в глубь веков, произошли огромные перемены. На месте действовавших ещё в году первой независимости артелей сначала создавались небольшие колхозы, а затем начали постепенно формироваться более крупные предприятия. В 1962 году путём слияния рыболовецких колхозов «Вятта калур», «Кодуранна» и «Мурдлайне» был создан колхоз «Сааре Калур», который навсегда вошёл в историю острова как пик развития рыбной промышленности.
К 1973 году в состав «Сааре Калур» входили уже 36 мелких хозяйств и несколько предприятий по переработке рыбы. В 1976 году был куплен рыбокомбинат в столице острова Кингисеппе, что позволило выйти на более высокий уровень реализации продукции. После того, как в состав «Сааре Калур» в 1981 год вошёл колхоз «Коммунизм» из Кихельконна, число его работников превысило две тысячи человек. Предприятие не только обеспечивало вылов, переработку и реализацию населению Эстонии немалого числа рыбы, но и обеспечивало работой жителей острова.
Открытый в 1970-х годах в центре Кингисеппа магазин рыболовецкого колхоза «Сааре Калур» давал возможность приобрести свою продукцию и местным жителям. Фото: ajapaik.ee
Сааремааские рыбные консервы были популярны не только в Эстонии, но и по всему Советскому Союзу. Фото: Facebook.com
Всё это позволило рыболовецкому колхозу «Сааре Калур» войти в число лучших хозяйств ЭССР, а его работникам — стать уважаемыми рыбаками, которые вели лов не только в Балтийском море, но и в других частях Атлантического океана. В период своего расцвета колхоз предлагал работу тысячам рыбаков с Сааремаа, причём как на океанских кораблях, так и на местном флоте, занимавшемся каботажным ловом.
После выхода Эстонии из состава Советского Союза в 1991 году колхоз сначала был преобразован в акционерное общество, и ещё в 1993 году на его предприятиях работало 2140 человек. Однако постепенно в процессе приватизации он был разделён на менее крупные предприятия. В первое десятилетие XXI века AS Saare Kalur занимался инвестированием, управлением недвижимостью, предоставлением малых кредитов и другими видами деятельности. Пик в истории рыболовецкой промышленности острова Сааремаа остался в прошлом…
1972 год. Дни эстонской культуры в кафе «Вески» города Кингисеппа. Фото: ajapaik.ee
Будучи включённым в состав СССР в 1940 году городом с численностью населения в 5568 человек, Курессааре за пять десятилетий вырос почти втрое. Уже в 1959 году в Кингисеппе проживало 9720 человек. В 1960-х годах число жителей впервые перевалило за 10 000 человек и продолжило активно расти. В 1970 году в городе проживало 12 220 человек, в 1979 году — 14 260, а пик населения приходится на 1989 год, когда демографы зафиксировали в Кингисеппе 16 356 жителей.
Заводы и фабрики Кингисеппа в советские годы выпускали около 60% продукции всего региона, в который входили острова Сааремаа и Муху. Крупнейшими его предприятиями в те годы являлись мясо-молочное объединение, хлебокомбинат, пивоваренный завод промкомбината «Варма», сааремааское отделение ЭРСПО (Эстонского республиканского союза потребительских обществ), пункт лесозаготовки, а также региональный цех деревообработки и межколхозный производственно-технический трест по обеспечению сельского хозяйства региона.
Построенное в 1966 году новое здание городской гимназии Кингисеппа. Фото: городской музей
Городская автостанция Кингисеппа в 1970-х годах. Фото: ajapaik.ee
1970-е года. Здание городского универмага Кингиспеппа. Источник: ajapaik.ee
В Кингисеппе в годы СССР также работали комбинат по бытовому обслуживанию населения «Сааре», типография «Саарте Трюкикода», производственная база межколхозной строительной организации и правление рыболовецкого колхоза «Сааре Калур». На территории города работали 52 магазина, местный «Дом торговли», а также различные мелкие предприятия по бытовому обслуживанию — сапожники, модельеры, часовщики и т. д.
К концу 1980-х годов в Кингисеппе работали три средних школы, одна восьмилетняя и одна специализированная — для взрослых учащихся с вечерним образованием. Общее число учащихся в них в порой превышало 3000 человек в год. Была в городе также музыкальная школа, в которой одновременно обучалось до 250 человек, а также Дом пионеров и детско-юношеская спортивная школа, позволявшие школьникам заниматься спортом или развивать свои знания в различных кружках.
В Кингисеппе базировалось также профессионально-техническое училище, в котором ежегодно обучалось около 200 человек. В городе работал Дом культуры, несколько библиотек и различные клубы для взрослых. Часть из них (туристический клуб, мотоклуб и др.) курировал рыболовецкий колхоз «Сааре Калур», главная усадьба которого находилась в Кингисеппе, а часть подчинялась местным органам власти.
1970-e. Строительство новых микрорайонов Кингисеппа. Фото: архитектурный музей Эстонии
Открытка 1989 года с видом на старинную часть города, который только что вернул себе название Курессааре. Фото: городской музей
Открытие памятнику Виктору Кингисеппу в день его 100-летия 24 марта 1988 года. На фото — Карл Вайно и Арнольд Рюйтель. Однако через год, 28 марта 1989 года, памятник будет демонтирован. Ныне его можно увидеть в парке советских скульптур на Маарьямяги в Таллинне. Фото: ajapaik.ee
История населённого пункта под названием Кингисепп, которая началась 15 мая 1952 года, закончилась 23 июня 1988 года, когда местные власти приняли решение о возвращении городу его исторического наименования Курессааре. Случилось это ещё до того, как Эстония вышла из состава СССР 20 августа 1991 года.
Комментарии
Отправить комментарий