Йыхви 1940-х — приход советской власти, военные годы и послевоенное восстановление города
Рассказом о непростых для Йыхви 1940-х годах автор портала Tribuna.ee Дмитрий Цехановский продолжает серию публикаций об этом населённом пункте из цикла "Города Эстонии". В начале 1945 года здесь оставалось лишь 800 жителей, но буквально за несколько лет их количество за счёт развития промышленности и городской инфраструктуры вырастет в несколько раз.
В 1940-х годах была построена шахта №2, которая более чем на четверть века станет основным работодателем для жителей Йыхви. Фото: государственный фотоархив Эстонии
Через два года после того, как Йыхви получил статус города, Эстония стала частью Советского Союза. После заключения с СССР договора о размещении военных баз 17 июня 1940 года здесь появились первые бронемашины Красной армии.
21 июня 1940 года президент Эстонии Константин Пятс подписал указ о начале работы нового правительства, которым руководил Йоханнес Варес-Барбарус. 5 июля прошло его первое заседание. На нём были назначены выборы в парламент страны, прошедшие 14 и 15 июля. Право баллотироваться имели представители всех партий, однако из представленных 18 избирательных списков к выборам был допущен только один — Союз Трудового Народа Эстонии (СТНЭ). Итоги выборов были опубликованы 18 июля. Кандидаты от СТНЭ получили 92,9% голосов избирателей и заняли все 80 мест в парламенте.
Новый состав Рийгикогу впервые собрался 21 июля 1940 года. На первой его сессии было принято решение об установлении в стране советской власти и образовании Эстонской Советской Социалистической Республики, а 22 июля была принята декларация о вступлении Эстонии в состав СССР, которую Верховный Совет СССР утвердил 6 августа 1940 года. С этого дня Эстония официально стала частью СССР.
В Йыхви, как и на всей территории Эстонии, началось реформирование экономики, общественной и политической жизни. Большинство крупных предприятий республики были национализированы. В сельской местности началось создание колхозов вместо хуторских хозяйств. Происходили значительные реформы в сфере образования, медицины, регионального руководства и других областях жизни теперь уже советской республики.
Первый мэр Йыхви Вольдемар Хярм, который занял этот пост 14 декабря 1939 года, получив на выборах около шести сотен голосов жителей города, 10 сентября 1940 года после протестной акции из-за перевода из города четвёртого пехотного полка у железнодорожной станции был арестован. Мэра Йыхви обвинили в попытке организации вооружённого мятежа, и после суда в апреле 1941 года он был отправлен для отбывания срока в лагерь, расположенный в автономной республики РСФСР Коми. 20 октября 1948 года Хярм был освобождён и сослан на поселение в Краснодарский край. Точная дата смерти первого мэра Йыхви в истории не сохранилась.
Так выглядел Йыхви в конце 1930-х — начале 1940-х годов при первом мэре Вольдемаре Хярме (на фото вверху слева). Коллаж автора из фотографий ajapaik.ee и книги «Истории об Йыхви»
Однако в начале 1940-х годов лишь небольшую часть советских реформ удалось начать. 22 июня 1941 года СССР и являвшаяся его частью Эстонская Республика вступили в Великую Отечественную войну. Уже 13 августа 1941 года в Йыхви вошли войска Вермахта. Началась более чем трёхлетняя история жизни города в немецкой оккупации. Была создана региональная комендатура, а часть зданий, как на территориях, где ранее базировалась сначала эстонская, а затем и советская армия, так и в других частях города была занята немецкими военными.
Уже в августе 1941 года в помещениях Йыхвиской гимназии начал работать военный госпиталь, но при этом до весны 1942 года школьники продолжали учиться в этом же здании, но на первом этаже. Осенью же 1942 года уже всё здание средней школы отошло к госпиталю, а обучение всех классов теперь проходило в помещениях начальной школы. В 1943 году оккупационные власти приняли решение о том, что госпиталь будет переведён уже в здание начальной школы. До лета 1944 года все школьники Йыхви обучались уже только на первом этаже гимназии, где приходилось заниматься в три, а иногда и в четыре смены.
Пожар в Йыхви 3 августа 1943 года, уничтоживший около трети жилого фонда города. Фото: городской музей
Пожар 1943 года в Йыхви. Коллаж автора из фото книги «Истории об Йыхви»
Нарвское шоссе в Йыхви после пожара 1943 года. Фото: Государственный фотоархив Эстонии
3 августа 1943 года в центральной части Йыхви произошёл пожар, который навсегда остался в истории города. Возгорание началось в здании, расположенном рядом с церковью святого Михаила, в котором тогда размещались военные. Из-за сильного ветра огонь перекинулся на соседние постройки и быстро распространился по центральной улице города, каковой тогда считалось Нарвское шоссе, так и по отходящим от неё улицам и переулкам.
По данным, опубликованным в газете Virumaa Teataja, в ходе пожара было уничтожено 92 жилых дома и 129 хозяйственных построек, что составляло примерно треть территории Йыхви. Погибло два жителя города, а ещё четверо получили тяжёлые ожоги. Спустя семь десятков лет жительница Йыхви, которой в день пожара было двадцать лет, вспоминала: «Жар огня был настолько сильным, что дорожный асфальт буквально плавился под колёсами».
«Рыночная площадь Йыхви была «игольным ушком». Её не мог миновать, избежав проверки полевой жандармерии, ни один автомобиль. Ежедневно здесь скапливались десятки солдат, ждавших возможности продолжить свой путь в сторону Раквере или Таллинна». (Из воспоминаний военного почтальона Юри Ремельгаcа).
Йыхви сильно пострадал в те дни, когда войска советской армии начали продвижение к столице Эстонии. Поскольку в городе, являвшимся важной точкой на пути к Таллинну, базировался гарнизон немецких войск, то город несколько раз подвергался обстрелам и бомбардировкам. Местные жители вспоминают, что впервые советские самолёты появились над городом 1 февраля 1944 года, а более крупные налёты пришлись на конец июля и начало августа, когда на Синимяэских высотах шли ожесточённые бои.
18 сентября 1944 года отступавшими немецкими частями были взорваны здания вокзала и средней школы, серьёзно пострадали также историческая усадьба и завод, производивший спиртные напитки. Тогда от пожаров пострадали и многие жилые дома — более трети жилого фонда. Когда на следующий день в город вошли советские войска, в нём из примерно трёх с половиной сотен зданий оставалось в относительно нормальном состоянии лишь около ста домов.
Разрушенное в годы войны здание почты в Йыхви. Фото: ajapaik.ee
Здание станции Йыхви до войны и после окончания военных действий в 1944 году. Фото: Государственный фотоархив Эстонии
Разрушенные здания у вокзала в Йыхви. Фото: ajapaik.ee
Практически сразу после освобождения города от немецко-фашистских войск началось формирование новой городской административной инфраструктуры. Уже через два дня — 21 сентября 1941 года — был назначен председатель горисполкома, который сразу приступил к работе. Всего же в состав городского руководящего органа тогда вошло семеро работников.
Вначале в сферу деятельности горисполкома входил учёт числа жителей города, обеспечение их работой, а также снабжение продовольствием и другими товарами первой необходимости. Кроме того, местные власти в 1944-45 годах занимались расчисткой развалин и восстановлением тех зданий, которые можно было дальше использовать.
Так выглядело до 1944 года здание средней школы, взорванное немецкими войсками при отступлении. Фото: Государственный фотоархив Эстонии
Руины средней школы Йыхви после ухода немецких войск в 1944 году. Фото: Государственный фотоархив Эстонии
Работу школы местные власти планировали возобновить максимально быстро осенью 1944 года. Поскольку гимназия была разрушена, все классы были вынуждены заниматься в помещениях начальной школы. 6 ноября 1944 года состоялся учебный совет на котором было решено начать учебу 9 ноября. Началось формирование классов, каждый из которых получил по комнате.
Однако начало учёбы было отложено из-за того, что помещениях школы пришлось отдать для тех, кто остался без жилья. Обучение началось лишь 10 января 1945 года. Кроме того, здание также пострадало в ходе военных действий. В нескольких местах была проломлена крыша, выбиты оконные стекла, а со стен и потолка частично обвалилась штукатурка. В ходе восстановительных работ пришлось также завозить новую мебель и учебные материалы. Обучение в первый послевоенный год проходило в две смены. Урок длился 30 минут, поскольку все должны были успеть позаниматься до темноты из-за отсутствия электрического освещения. Его восстановили лишь к весне, тогда и удалось вернуться к 45-минутным занятиям.
В 1946/47 учебном году школа работала в три смены: сначала занимались начальные классы, затем — средние, а ближе к вечеру — старшие. В 1948 году школа была разделена на русскую и эстонскую, но все дети продолжили обучение в одном здании. Лишь в 1949 году, когда для русской школы было построено новое здание, удалось вернуться к двухсменному графику обучения.
Здание начальной школы в Йыхви, в котором до 1949 года учились все школьники города. Фото: Государственный фотархив Эстонии
Здание амбулатории в Йыхви. Фото: ajapaik.ee
Первые в советские годы выборы в городской совет Йыхви прошли 18 января 1948 года. До этого времени пост председателя исполкома не был выборным. Как глава руководящего органа города, так и его члены не избирались, а назначались региональными властями. Сформированная по итогам первых послевоенных выборов Йыхвиская городская дума, в которой был 21 депутат, впервые собралась 5 февраля 1948 года.
Был избран новый городской исполнительный комитет. В его состав вошло пять человек, а председателем стал А. Ардло. Также были сформированы пять постоянно действующих комитетов городской власти Йыхви: культуры и просвещения, коммунального хозяйства, благоустройства, торговли, а также здравоохранения и социального страхования.
25 февраля 1949 года указом Верховного совета Эстонской Советской Социалистической республики был образован Йыхвиский уезд, административным центром которого стал город Йыхви. Изменений в составе городского исполнительного комитета тогда не произошло, но теперь он подчинялся не властям уезда Вирумаа, а Йыхвискому уездному собранию.
Построенные в послевоенные годы для строителей и работников шахты № 2 дома барачного типа окончательно исчезнут с улиц Йыхви более чем через два десятка лет. Фото из книги «Истории об Йыхви»
По состоянию на начало 1945 года в Йыхви, где по переписи 1938 года проживало 2525 человек, осталось около 800 человек. Однако уже к 1949 году это число выросло в несколько раз. Связано это прежде всего с тем, что рядом с городом начала строиться сланцевая шахта № 2, которая более чем на четверть века станет основным работодателем для жителей города. Для прибывавших из других районов СССР сначала строителей, а затем работников шахты были построены целые районы одноэтажных жилых домов, В 1947 году в городе открылся быстро набравший популярность у жителей Клуб Строителей (Ehitajate). В 1949 году рынку были выделены новые площади на Нарвское шоссе, которое тогда называлось улицей 21 июня, а на его месте вскоре появится главная площадь города, которая ныне называется Центральной (Keskväljak).
Рассказ о том, как проектировалась, строилась, а затем до 1973 года работала шахта № 2, читайте в следующей публикации. Там же вы узнаете о том, почему именно из-за развития сланцевой промышленности в 1960 году Йыхви более чем на три десятка лет утратит статус города, продолжив своё развитие как район города Кохтла-Ярве.
Комментарии
В те годы были ГОСПЛАН и ГОСБАНК.
ГОСПЛАН определял что надо городу и его жителям а так же все стране - какие и сколько жилых домов, какие предприятия.
А ГОСБАНК финансировал эти стройки..
Сейчас этого нет и люди в Нарве страдают от этого. Они и рады бы были поработать. Но и спланировать с размахом сейчас не могут и денег на это крохи. От того что денег крохи и планировать с размахом безсмысленно.
Не городу и его жителям, а Москве, поэтому в 91г. оно вдруг всё стало не надо.
В первую очередь людям!...
А в Москве находились сильные управленцы которые могли и умели планировать и развивать.
Потом этого не стало и все зачахло...крокодил не ловится не растет какос....
А дюди просят....Даже этот руководитель убого театра - просит! оплатите говорит мне комуналку а то спектакли играть не смогу....
забывая о том! что театр это изначально коммерческое предприятие и что нужно ездить и гастрлями зарабатыаать...
Что там зачахло? Ты когда в Москве последний раз был? Чахло там, как раз, до 91г, а сейчас всё цветёт и пахнет.
читай внимательнее...а то горазд писать нечитая...
Вот Сергей Брин с Ларри Пейджем и не планировали с размахом, а получилось с таким размахом, что никакому ГОСПЛАНу и не снилось.
Причем тут Бри вообще:....разговор о том чтобы всем людям страны жилось лучше а не двум....
Вот в результате таких Бринов все хорошо и живут, они же на них работают за очень хорошие бабки.
кто все то?...только их фирма. А сколько всего людей в пост-СССР. Чего стали жить лучше?.....Если на работу вынуждены ездить в другие города и страны. Одно не отменяют другое...
А таких фирм там миллионы.
Кто же вам виноват, что вы не умеете создавать такие фирмы как Брин? Есть, конечно, подобные, но их действительно на пересчёт, Яндекс например, Nginx.
В их задачу (Гугл) не входит обеспечение нормальной жизнедеятельности городов...
Много предприятий в Мире которые что выпускали то и выпускают. Работают по старинке....
Вон в той же Англии. По БиБиСи показали передачу на тему кулинарии. И ведущий посетил форелевое хозяство совмещенной с коптильней.
Так рыбу коптят в старых печах уличного типа. Печи из кирпича. Работают без жлектричества. И нагрев и копчение только за счет сжигания дров осуществляется....Никакой автоматики....
Так же автор посетил ферму по выращивания свинок которые пасуться в дубовом лесу. Их потом коптят и хранят при нужной температуре в солевом помещении. Все по старинке...
Этим там другие фирмы занимаются, которым платят богатые сотрудники Гугла и других таких же успешных фирм.
А у тебя ни форелевого хозяства, ни свинки не пасуться в дубовом лесу, только трындеть можешь
Не отказался бы от сыро-копченного окорочка свинки которая послась в дубовом лесу питаясь желудями?)
Kто тебе мешает? Разводи!
Отправить комментарий